В последние 3-4 года мы видели активное проникновение интернет-банкинга в жизнь простых обывателей. Увеличились ли обороты мобильного банкинга в России?
Замедлились ли темпы роста этого рынка в связи с кризисом и какими будут эти темпы в ближайшие несколько лет поговорим с директором филиала БКС Премьер в Астрахани Владимиром Ларионовым.
- По нашим оценкам, обороты мобильного банкинга в России составляют около 20 млрд. рублей, в 2017 году эта цифра может вырасти до 30 млрд. рублей.
- Как изменилось использование мобильного банкинга в последние годы? Какие услуги клиенты чаще всего оплачивают, какие операции проводят по удаленным каналам обслуживания?
- Сейчас прирост направления мобильного банкинга почти остановился, не столько из-за кризиса, сколько из-за того, что практически все банки уже реализовали в своих онлайн-приложениях максимум функций. Новым лидирующим сектором становится как раз мобильный банкинг. Его на текущий момент используют около 70% россиян, причем каждый второй пользуется мобильным банковским приложением не реже 1 раз в неделю. По доле транзакций в России мобильный банкинг вырос за минувший год с 5% до 16% и в ближайшие несколько лет мы ожидаем уверенного продолжения этой тенденции. Наиболее часто используемые функции – проверка баланса и последних операций, переводы между своими счетами и другим людям, оплата телекоммуникационных услуг и переводы денежных средств с карты на карту.
- Каковы сейчас главные вызовы для безопасности онлайн-каналов?
- Нас долго пугали, что с минуты на минуту начнутся массовые заражения вирусами смартфонов ведущих производителей и массовые хищения денег. К счастью, этого не происходит. Это и рост уровня зрелости пользователей смартфонов, и усиление политики безопасности приложений Google и Apple, и возможность дополнительного контроля со стороны финансовых организаций. Сейчас основные риски, как впрочем, и всегда, это наивность самих пользователей. Хотя и появление идей новых технологических схем хищений не стоит исключать.
- Являются ли главными препятствиями консерватизм клиентов, недостаточная активность банков в развитии услуг или жесткое регулирование со стороны ЦБ и медленное отражение новых тенденций в законодательстве? Что мешает развитию онлайн-банкинга?
- На текущий момент действительно наблюдается стагнация на рынке онлайн-банкинга. Доступные в интернете функции постепенно у всех выравниваются и выходит на примерно один уровень. На мой взгляд, следующей важной вехой в России станет официальное требование со стороны регулятора открывать API к своим системам для всех банков. Это даст мощнейший импульс к конкуренции среди банков и финтех стартапов, которые уже смогут быть независимыми и самостоятельно развиваться, без какого-либо материнского банка.