По данным Росстата, в мае годовой рост общего индекса потребительских цен (ИПЦ) продолжил замедляться и составил 15.8%, что соответствует нашим ожиданиям. Показатель оказался несколько ниже консенсус-прогноза агентства Bloomberg, равного 15.9%. Дезинфляция в сегменте продовольственных товаров стала более выраженной – ее вклад в общее замедление роста цен составил минус 0.6 пп против минус 0.4 пп месяцем ранее, при этом воздействие категорий непродовольственных товаров (плюс 0.1 пп) и услуг (минуc 0.1 пп) в целом не изменилось и нейтрализовало друг друга. Ценам на непродовольственные товары не позволяет снижаться ряд факторов: во-первых, новая сезонная одежда продается по более высоким ценам с учетом ослабления рубля, во вторых, продавцы электроники и бытовой техники, вероятно, не готовы существенно понижать цены, поскольку это едва ли привлечет дополнительный спрос в ситуации, когда потребители в целом склонны к экономии. Майское значение ИПЦ подтверждает предположение о более скором развитии дезинфляционной тенденции и ослаблении инфляционного давления, и, таким образом, является очередным аргументом в пользу смягчения денежно-кредитной политики на ближайшем заседании совета директоров Банка России в июне.
Определяющим фактором остается дезинфляция в сегменте продовольственных товаров. В апреле дезинфляционный тренд во многом определяло замедление роста цен на плодоовощную продукцию, которая отличается коротким сроком реализации и преимущественно импортным происхождением в это время года – ее вклад в общее значение ИПЦ составил минус 0.3 пп. Однако в мае главную роль с точки зрения дезинфляции начали играть другие товарные позиции – в частности, сахар и мясо, годовой рост цен на которые существенно замедлился (до 36.9% и 18.2% соответственно). Заявления властей о возможном выборочном смягчении запрета на ввоз в страну некоторых товаров создают потенциал для дальнейшего замедления роста цен на продовольствие, хотя в процедура принятия решений находится на раннем этапе и вероятность такого развития событий на наши оценки практически не влияет.
Цены на непродовольственные товары реагируют медленнее. Вклад непродовольственного сегмента в изменение общего индекса составил плюс 0.1 пп и был полностью нивелирован отрицательным вкладом со стороны сегмента услуг (минус 0.1 пп).