Что общего у столицы одного из крупнейших государств Латинской Америки и крошечного села в Астраханской области? Вопрос этот возникает у каждого, кто услышал о селе Лапас Харабалинского района.
Действительно, странное созвучие! "Стольный град" далекой Боливии называется Ла-Пас, сокращенно от полного наименования Нуэстра-Сеньора-де-Ла-Пас ("Богоматерь Мира").
Конечно, сразу же начинает разыгрываться фантазия, отыскивается участие неких загадочных испанцев и французов в появлении населенного пункта с громким именем в глухих степях Прикаспия… Но всё оказывается прозаичнее – хотя не менее увлекательно.
Село, населенное на 2014 год почти 700 жителями, относится к Хошеутовскому сельсовету. По данным опросных листов за 1905 год, основали Лапас в 1850 году ногайцы-карагаши из села Сеитовка тогдашнего Красноярского уезда. В 1938 году в село переселили жителей других регионов, и сейчас население весьма пестрое – русские, чеченцы, казахи, ногайцы, каракалпаки.
Недалеко от села, на левобережье речки Большой Ашулук, находится один из важнейших памятников археологии Астраханской области – городище Лапас. Если называть более точно – "Городище Ак-Сарай и развалины феодального замка Дэвлет-хана". По сути, этот "замок" – комплекс развалин мавзолеев ханов Золотой Орды, среди которых, вероятно, Берке, Узбек, Джанибек, Бердибек и даже, возможно, сам Бату. "Давлет-хан" отлично виден даже из окна вагона, если проезжать мимо на поезде. Охранная зона городища простирается от северной оконечности села Лапас на 2,25 км на восток и на 1,5 км на север.
Но что же с названием села? Версия, по сути, одна. И она вовсе не связана с Боливией!
В словаре Даля сказано, что слово "лапас" означает повет, куда мечут сено, то есть это сенница, навес, верх у хлебного амбара. Есть даже выражение "лапасное сено". И отражено странное слово даже в народной песне – "Пошла барыня за квасом, очутилась под лапасом".
Чуть иная трактовка предлагает читать "лапас" как искаженное "лабаз" – навес. Ведь в старину в селе якобыы были конные загоны, принадлежавшие воинским казачьим командам. Возможно, речь идет не столько о загонах для лошадей, сколько о сенных навесах, где и хранился предназначенный им фураж.
Местные жители, как и ученые, гораздо больше интересуются средневековыми реалиями. С таинственным "Давлет-ханом", как зовут памятник местные, связано немало легенд и поверий, их записал в 2000 году во время комплексной научной экспедиции астраханский этнограф Эльдар Идрисов. Там есть и истории про подземный ход к реке Ахтубе, и про то, что построили этот комплекс для защиты столицы – Сарая-бату, и про необычные находки.
По словам местных жителей, руины стен мавзолеев ещё в начале 1930-х возвышались над землёй, потом были разобраны на стройматериалы.
Это необычное место отмечено даже на средневековых европейских картах – братьев Пицигани XIV века, Фра Мауро XV века. Археологи внимательно следят за его сохранностью.