Самое, пожалуй, время напомнить читателю о не то чтобы юбилее, но о круглой дате, почему-то (а может, и потому что потому) пропущенной российскими СМИ. Ровно 30 лет назад на Гаити рухнула диктатура семейства Дювалье. Наследник династии Жан-Клод, известный под кличкой "Бэби Док", сделал ноги во Францию, которая предоставила ему убежище, вместо того чтобы отправить если не на гильотину, то хотя бы в Гаагский трибунал. Впрочем, еще больше гильотины заслуживал Франсуа — "Папа Док", но тот умер своей смертью в зените славы в 1971 году.
Ужас на крыльях дня и ночи
Помните шутку: "Мы рождены, чтоб сделать былью самые страшные сказки"? Так это как раз про клан Дювалье. То, что делалось на Гаити в течение почти 30 лет, даже фильмом ужасов назвать недостаточно.
Парадоксально, что на том же одноименном острове восточную его половину занимает известная туристическая "мекка" — Доминиканская республика. Но западная половина острова Гаити – это "Сердце тьмы" Джозефа Конрада или "Апокалипсис" Фрэнсиса Копполы (сценарий "Апокалипсиса" срисован у Конрада, кстати). Пожалуй, лишь Конго, Уганда времен Иди Амина и еще пара-тройка таких же райских уголков в теплых широтах могут оспорить репутацию Гаити. Эта там население принимало пищу три раза – в неделю, и то не каждую. Это там из двухмиллионного населения не менее 50 тысяч (точно никто посчитать не мог) было вырезано в прямом смысле слова, а 300 тысяч стали беженцами.
Прославился "Папа Док" (кличку бывший стоматолог сам себе придумал) своей тайной полицией – "тонтон-макутами". Некогда это слово частенько упоминалось в советской прессе, но после кончины СССР подзабылось и мелькает лишь в экзотических публикациях. Безграничную власть "Папа Док" строил на двух мощнейших столпах: религии и полиции.
Кто такие тонтон-макуты
Формально два миллиона негров и мулатов, населявших Гаити, исповедовали христианство, точнее, католицизм. Фактически все население, как бы у нас выразились, было истово верующими вудуистами.
Поскольку все СМИ принадлежать могли только "Папе Доку", он без труда убедил население, что является в одном лице и сыном Девы Марии, и бароном Субботой – повелителем мертвых. Порт-о-Пренс (столицу) обвесили плакатами, где "Папа Док" разгуливал со своим "братом" Иисусом Христом. А репутация повелителя мертвых внушала аборигенам суеверный ужас – кто ж мог выступить против такого могущественного колдуна.
Чтобы ужас, как бы это выразиться поделикатнее, был овеществлен, "Папа Док" создал параллельные вооруженные силы – знаменитых "тонтон-макутов". Надо ли говорить, что "тонтон-макуты" по численности и вооружению значительно превосходили обычную гаитянскую армию – это и так вдумчивый читатель поймет. Впрочем, из всего вооружения "тонтоны" больше любили табельные мачете. Жалованье, несмотря на такое привилегированное положение, "тонтон-макуты" не получали – к чему, когда им было позволено брать у населения все, что понравится. Кроме того, у "тонтонов" был план по истреблению, а имущество казненных переходило сами понимаете кому. Так что "тонтон-макуты" людьми были по гаитянским меркам весьма состоятельными.
Гвардия не сдается
Парадиз "тонтонов" рухнул в 1986 году, когда хлипковатый "Бэби Док" (даром, что не выпускал из рук пистолета даже за обедом, как и папочка) не смог справиться с обезумевшим от голода населением.
Напомним, что все это происходило на одном и том же острове, половину которого занимает знаменитая Доминикана. Так вот, "Бэби Док", как уже было сказано, слинял во Францию вместе с казной под миллиард долларов (где и прожил до 2011 года). А "тонтон-макуты" остались один на один с населением, которое они терроризировали ночью и днем три десятка лет. И население, как вы легко себе можете представить, оттянулось по полной программе.
"Тонтоны" не сдавались живьем – смысла не было, остатки забились в горы. Впрочем, народный гнев настиг не всех. Более того, в 2011 году "Бэби Док" был прощен и вернулся домой, где и умер в 2014 году. С ним вернулись к легальному или почти легальному существованию и выжившие "тонтон-макуты", говорят, "бывших" можно встретить в различных госоорганах. Но о старом "тонтоны" уже не помышляют – урок усвоили.
Такая вот история.