2 июля – Международный день спортивного журналиста. Сегодня свой праздник отмечают все сотрудники СМИ, которые говорят и пишут о спорте.
О том, как стать спортивным журналистом, в чем особенность этой профессии – в интервью со спортивным обозревателем СИ "Астрахань ФМ", журналистом и комментатором Ринатом Аминовым.
- Ринат, как стать успешным спортивным журналистом?
- Думаю, что это призвание. К тому же человек должен быть увлечен спортом. Спорт для него должен быть зрелищем № 1.
- С чего для тебя началась спортивная журналистика?
- Ой, для меня она началась в 7 лет! В этом возрасте я "заболел" спортом, причем очень сильно. В один августовский вечер отец с другом смотрели матч "Спартак" – "Нефтчи". В "Спартаке" тогда блистал наш земляк и мой тезка Ринат Дасаев. В перерыве я пришёл смотреть мультик и задержался у экрана. А друг отца сказал: "Смотри, Ринат, нашего земляка по телевизору показывают. Он сейчас "звезда" в "Спартаке" и сборной СССР". Меня это все так увлекло! Я начал вести дневники, куда записывал результаты матчей и авторов забитых мячей, рисовал таблицы, считал бомбардиров. Делал вырезки из газет с отчетами о матчах.
- Первый поход на стадион не заставил долго ждать?
- Это случилось через несколько дней. Помню афишу с огромной цифрой "6" обведенной в кружочек. 6 сентября мы с отцом были на игре "Волгарь" – "Волга". Тогда я получил один хороший урок…
- Какой?
- "Волгарь" проигрывал со счётом 1:3 за 8 минут до конца матча. Болельщики в отчаянии потянулись с трибун. Я начал теребить отца - дескать, пойдем и мы. И мы ушли. Пока шли к остановке, наша команда сумела забить один гол, пока ждали трамвай – ещё один. В итоге 3:3. Никогда нельзя уходить со стадиона до финального свистка!
- Походами на стадион дело не ограничилось?
- Все свободное время играл в футбол и хоккей во дворе, смотрел матчи по телевизору, слушал трансляции по радио. На Новый год пошли в гости, где я обнаружил, что существует газета "Советский спорт". Дядя Вадим этой газеты больше не увидел, она «ушла» вместе со мной и была зачитана до дыр. «Папа, выпиши мне "Советский спорт"!» – это было следующее мое желание.
- О чем были твои первые статьи?
- Серия интервью, главными героями которых были наставник "Волгаря" Энвер Юлгушов, чемпионы мира по гандболу Лев Воронин и Василий Кудинов, а также Ринат Дасаев и Владимир Гладченко. Они были опубликованы в «Комсомольце Каспия»
- Насколько легко сейчас быть спортивным репортёром и выдавать "на гора" по пять новостей каждый день?
- Сейчас все гораздо проще, чем 10 лет назад. Тогда приходилось звонить тренерам или функционерам по завершении соревнований, записывать информацию. Сейчас ни от кого не зависишь - только от наличия Интернета. Почти у всех всероссийских федераций есть официальные сайты. Заходишь на сайт, скачиваешь протокол нужных тебе соревнований, находишь астраханских участников, выписываешь их результаты, анализируешь, кто из них заслуживает упоминания в первую очередь. Ведь в спорте важно не место на пьедестале само по себе, а место, добытое в борьбе с соперниками. Чем больше соперников ты оставил позади, тем ценнее твоя победа. Такой у меня подход. Так что у меня не медаль на первом месте, а цена ее достижения.
- Тебе посчастливилось побывать на Олимпиаде в Сочи в качестве аккредитованного журналиста. Легко ли было попасть туда?
- Международный олимпийский комитет строго ограничивает количество журналистов, которым предоставляются аккредитации. Такое право предоставляется крупнейшим издательским домам и вещателям. Шансы получить аккредитацию журналисту, который работает в провинции, по сути, равны нулю. Чтобы приоткрыть "дверь" в Сочи журналистам из регионов, в сентябре 2012 года Национальный олимпийский комитет России и Агентство "РИА Новости" провели конкурс "Твоя спортивная звезда". Приз – 20 аккредитаций из квоты "РИА Новости". Конкурс был объявлен в сентябре, нужно было прислать статьи, опубликованные с 1 мая по 1 сентября. То есть специально для конкурса ничего написать было нельзя. Я отправил две публикации - о знаменитой гандболистке Эмилии Турей и о семье шашистов из с. Новинка Жанны и Мажита Саршаевых . Стал одним из победителей и получил аккредитацию.
- Олимпиада наверняка останется на всю жизнь в памяти?
- Конечно! Удалось побывать на церемониях открытия и закрытия, на всех спортивных объектах. Увидеть своим глазами почти все победы наших спортсменов. Я жил в равнинном кластере олимпийской деревни для журналистов, поэтому почти все объекты равнинного кластера, расположенные в Олимпийском парке, были на расстоянии вытянутой руки. Чаще всего бывал в "Айсберге", где проходили соревнования фигуристов и мастеров шорт-трека. Так приятно переживать за российских атлетов, радоваться их победе, наблюдать за церемонией награждения. Плюс ещё один бонус для журналиста – микст-зона и пресс-конференция, где чемпион находится в метре от тебя и отвечает на твои вопросы. Это классно!
- Приятно переживать успех российских спортсменов вместе с полными трибунами?
- Это замечательно! Но открою маленький секрет. На том же фигурном катании журналисты переживали триумф наших атлетов чуть раньше остальной публики. Перед каждым журналистом был технический монитор, где в режиме онлайн отражалась текущая оценка спортсмена. Оценки судей суммировались на глазах у журналистов. В отличие от телеэкрана, где итоговая оценка появлялась только спустя минуту после того как арбитры закончили их выставление. Так что ликование в стане журналистов начиналось раньше. Зрители во всем мире томительно ожидали вердикт рефери, а мы уже знали, что Аделина Сотникова – чемпионка Олимпийских игр.
- С кем из знаменитых в прошлом спортсменов удалось пообщаться?
- Многие работали в качестве репортеров. С двухкратным олимпийским чемпионом по хоккею Борисом Майоровым поговорили о том, как он каждый год рыбачит в Астраханской области. С гимнасткой Яной Батыршиной вспомнили, как часто она выступала в Астрахани на соревнованиях. Хоккеисту Сергею Гимаеву вместе с коллегой из Кургана Иваном Орловым вернули фотоаппарат, оставленный на арене. Олимпийского чемпиона канадца Эвана Лайсачека никто из коллег не узнал в лифте, ведущем на арену. Пришлось просвещать. Зато французского биатлониста Рафаэля Пуаре узнали все и, конечно же, сфотографировались.
- В каких городах ты ещё побывал, что удалось увидеть?
- Когда комментировал матчи "Волгаря" для астраханских радиостанций, побывал почти в 30 городах страны. В 2013 году работал на Универсиаде в Казани. В январе 2015-го побывал на чемпионате мира по гандболу в Катаре.
- Про Катар тоже, наверное, можно долго говорить…
- Спасибо организаторам чемпионата мира – все расходы по проезду и проживанию оргкомитет взял на себя. Все журналисты (в том числе и 16 россиян) жили в Катаре за счет оргкомитета. Страна инвестирует нефтедоллары в строительство и спорт. Масса дорогих авто, полное отсутствие преступности и алкоголя. Новейшие спортивные арены. Так в Катаре ещё и метро построят к Чемпионату мира по футболу 2022 года.
- Как ты стал комментатором? Помнишь свой первый матч?
- Отчасти тоже случайно. Радиостанции "Маяк" нужна была аудиозарисовка о Ринате Дасаеве. В "Волгаре" дали мои контакты, я сделал материал. Первый матч, который комментировал в прямом эфире – в апреле 2000 года тоже для "Маяка". На Центральном стадионе в 1/4 финала розыгрыша кубка России играли ЦСКА и "Анжи". Так что боевое крещение выдалось серьезным. Потом было много футбольных и гандбольных матчей на местных радиостанциях и "Маяке". Поначалу это были включения на 5-7 минут. А в 2003 году впервые отработал полный футбольный матч – с первой до последней секунды для интернет-эфира.
- Какие виды спорта доводилось комментировать?
- Футбол, гандбол, водное поло, волейбол, баскетбол, теннис, мини-футбол и даже синхронное плавание.
- Бывали ли у тебя какие-нибудь курьезные моменты в работе?
- Комментировал футбол с борта самолета и из маршрутки.
- Как такое могло получиться?
- 2002 год, последний матч сезона 3 ноября в Воронеже против "Факела" уже ничего не решал – наша команда («Волгарь». – Прим. автора) с трудом сохранила прописку в первом дивизионе. Поэтому решено было обойти регламент, обязывающий команды приезжать на игры за день до матча. Приехали в аэропорт в день игры, вылет был назначен на 11.30 3 ноября. Кстати, если команда отправляется на матч в день игры, вся ответственность за несвоевременное прибытие возлагается на неё. В случае погодного форс-мажора матч не переносится на другой срок, гостям засчитывается поражение и накладывается штраф.
Как назло, в ночь на 3 ноября на Воронеж обрушился снегопад. Взлётно-посадочную полосу завалило снегом, и чартер из Астрахани Воронеж не принимал. Прошло несколько часов, а футболисты "Волгаря" всё еще торчали в аэропорту. Начало матча в 15.30. Угроза штрафа в размере одного миллиона рублей становилась реальной. В 15.20 команда прошла в самолёт, чтобы пообедать и вылететь в Воронеж не теряя времени. Ровно в 15.30 мне позвонили из студии. "Ну как, Ринат, выходим в эфир?" – спросил ведущий. Пришлось объяснить ему вкратце ситуацию, а потом сделать то же самое, но уже в более ярких красках для слушателей в прямом эфире. Всё это происходило под весёлые реплики сидевших рядом игроков "Волгаря". Так что репортаж о матче с борта самолёта стал заключительным аккордом того неудачного сезона. Воронежцы дали отмашку, нашему клубу влепили штраф и техническое поражение.
А второй случай – репортаж на радиостанцию "Маяк" тоже в 2002 году. Аудиоотчёт о матче "Волгарь" – "Томь" я должен был сделать через час после завершения игры по домашнему телефону. После матча сажусь в маршрутку, прикидываю, о чём буду говорить. Едва доехали до "Призыва", звонок на мобильный: "Это радиостанция "Маяк". Просим прощения, у нас сорвался эфир из другого города. Выручайте, надо закрыть пустоту в эфире". Пришлось импровизировать и пересказать заново болельщикам, ехавшим вместе со мной в маршрутке, ход только что завершившегося матча…
- Ринат, ты спортивный журналист, репортер, обозреватель, комментатор. А сам занимаешься спортом?
- Поддерживаю себя в форме плаванием. Ежедневно проплываю в бассейне 1300 метров. Ну и стараюсь не есть после пяти вечера. Только стакан кефира на ночь.