28 августа 2010 года 22-летний инспектор ДПС Александр Кужанов заступил на ночное дежурство в составе автопатруля. Также в ту злополучную ночь с ним несли службу еще два инспектора. На улице Софьи Перовской сотрудники ГИБДД увидели, что автомобиль ВАЗ-2106 нарушил правила. Однако на взмах жезла, призывающий остановиться, водитель не отреагировал и промчался мимо. Патрульная машина пустилась в погоню за подозрительной "шестеркой". Нарушители гнали по направлению к Началовскому шоссе. Проехали инфекционную больницу и резко свернули налево – в частный сектор, перед которым росли камыши. То, что случилось дальше, мало похоже на реальность, скорее на кадры киношного боевика.
"У них оружие!"
В темноте, на пустыре, поросшем камышом, две машины стояли какое-то мгновение тихо. Сослуживцы Александра вышли из автомобиля и направились к "шестерке". "Я сидел на заднем сиденье, взгляд упал на панель машины злоумышленников, и я понял, что на ней лежит пистолет. Тут же крикнул – берегитесь, мол, у них оружие в машине, но тут начали стрелять", – рассказывает Александр. Откуда-то из зарослей по парням в форме стреляли, как по мишеням в тире. Полицейских здесь явно ждали, их заманили в засаду, чтобы убить и завладеть их оружием. "Мы их не видели, а они нас прекрасно. Мы не понимали, что происходит. Ребята кое-как спрятались за наш автомобиль и вели огонь вслепую, приблизительно в том направлении, откуда стреляли. Я видел, как ранили моих напарников, все случилось за считанные секунды. Отстегнул кобуру и тут почувствовал толчок в голову", – вспоминает Александр.
"Контрольный"
в голову
Первая пуля попала Александру в затылок и вышла навылет. При этом он все еще оставался в сознании и пытался достать табельное оружие из кобуры. Посмотрел на руку – она тоже была прострелена. Александр попытался выбраться из машины и потерял сознание. Двое злоумышленников выволокли его из патрульной машины и потащили в камыши. Там в голову Саши выстрелили еще раз – "контрольный". Удивительно, но все трое инспекторов остались живы. Александр получил семь огнестрельных ранений, три из них в голову.
Родился в рубашке
С 29 августа по 12 сентября он находился в коме в Кировской больнице. Его срочно госпитализировали в Москву. Пришел в себя в институте им. Бурденко. Сначала не мог говорить, левая сторона тела была парализована, кое-как стал поправляться. "Родился в рубашке", – говорили доктора. В ноябре вернулся долечиваться в Астрахань. Совсем плохо у Александра было с левым глазом, он практически ничего не видел. Зрение не смогли вернуть ни местные, ни столичные врачи. В голову пришлось вставить титановую пластину, так как одна из пуль пробила височную кость. Саша вспоминает, что в тот момент его очень поддержали родные, родители, друзья, его невеста. Осознать, что с ним происходит, 22-летнему парню было тяжело.
"До" и "после"
Жизнь Александра Кужанова разделилась "до" и "после". Он женился, у него родился сын, но семейная жизнь не сложилась. Александр восстановился на службе в ГАИ. Теперь он занимался бумагами. "Часто болела голова, – признается Александр, – во сне вскакивал и не понимал, где я, выспаться удавалось редко, память стала подводить". Проработав так до 2018 года, он решился и попросил, чтобы его направили на военно-врачебную комиссию. До пенсии оставалось пять лет, но полицейский чувствовал, что состояние здоровья не позволяет ему выполнять профессиональные обязанности должным образом.
"Второй-то глаз видит!"
Комиссия признала, что Александр не годен к дальнейшей службе в структуре МВД. Врачи собрали все необходимые документы, и он подал их на получение инвалидности. Однако медико-санитарная экспертиза решила, что инвалидность полуслепому человеку, которого с трудом слушаются левая рука и нога, не положена. Отговорки членов комиссии поражали:
– Но второй-то глаз у вас видит! Процент ваших увечий не достаточен для определения группы инвалидности.
Послание
президенту
Сейчас экс-полицейский живет на пособие, которое ему будет платить система МВД до осени 2019 года. До официальной пенсии он не дослужил, на работу его, полуслепого, вряд ли где-то возьмут. Пенсию по инвалидности он не получает, так как не признан инвалидом официально. На что жить? Александр решил обратиться к главе региона и президенту страны. Он записал видеообращение и отослал его на почту Кремля. Реакция последовала незамедлительно. Сейчас медики вновь начали собирать пакет документов для предстоящей повторной медико-санитарной экспертизы. Александр рассчитывает на внимание к своей проблеме главы региона Сергея Морозова. "Я лишь хочу, чтобы врачи признали очевидное. Надеюсь, что на этот раз члены комиссии найдут основания для присвоения мне группы инвалидности, – говорит Александр и добавляет: – А знаете, несмотря на все мои проблемы со здоровьем, мне повезло, я жив. А вот ребятам из ОВО, которых расстреляли в тот год под Кубанским мостом, и моим коллегам из ППС, одного из которых зарезали в Братском саду, уже никому ничего доказывать не надо. Вечная им память".