Надо ли учить детей хорошим манерам? Конечно, надо. Люди, не соблюдающие определенных правил, вызывают раздражение и неприятие.
Кто громче?
Недавнее наблюдение. Была на собрании в детском саду у внучки. Оно проходило при детях: взрослые обсуждали свои вопросы, а дети, не обращая внимания на это, играли. Ключевые слова: не обращали внимания. И потому вели себя так, как привыкли. Как хотели. А хотели шуметь, кричать и прыгать. Пришлось родителям усмирять своих чад. Усмиряли по-разному. Кто-то подзывал к себе малыша и тихо делал ему замечание, а вот одна мама громко кричала такой же громогласной дочке: "Алина, а ну-ка тихо! Алина, перестань орать! Алина, ты что, не слышишь?" Надо ли говорить, что мамины окрики не производили на девочку никакого впечатления, она продолжала вести себя так, как было удобно ей. Как привыкла. К маминым окрикам, похоже, она тоже привыкла. Я это к тому, что если вы требуете от ребенка соблюдения определенных правил, то и вам необходимо их соблюдать. Невозможно, перекрикивая всех, требовать от ребенка вести себя тихо. Это касается и других требований. Если мама и папа, не стесняясь, произносят при сыне или дочке неприличные слова, они тоже будут их повторять. Если вы ссоритесь при ребенке – он не научится ладить с товарищами. Вы должны быть примером во всем. Это трудно. Но еще труднее приходится ребенку, лавируя между тем, как "надо" и как есть на самом деле.
С уважением к другим
Самое яркое впечатление у меня от путешествия по Германии: не потрясающие достопримечательности, а воспитанные дети. То, что они воспитанны, понимаешь сразу, во вполне обыденной ситуации. Едут в трамвае вместе с мамой две девочки лет пяти-семи и разговаривают между собой шепотом. И даже заметно, что ссорятся, но тоже шепотом. Это уважение к окружающим, которые не обязаны становиться свидетелями неприятного инцидента. Потом такое же уважение к другим я наблюдала во всех присутственных местах: в музеях, парках и даже театрах, где эмоции всегда – через край.
У нас, к сожалению, такое трудно представить. В том же театре, куда дети приходят с родителями, бабушками и дедушками, детей почему-то во время спектакля начинают усиленно пичкать шоколадками, печеньем, соками. И им порой не до того, что происходит на сцене. И никакого дела до соседей, которым хочется смотреть, а не есть. Я не придумываю, поскольку постоянно хожу с внуками в театр. И опять думаю о родительском примере: дети хрустят шоколадками, а родители во "взрослом" театре разговаривают по мобильному телефону. Но если мы хотим, чтобы дети выросли культурными и воспитанными, придется выключать телефоны.
О ложке и о цирке
А как научить правилам хорошего тона? Малышам легче всего объяснить эти правила в игре. "Добрый день", "простите" и "пожалуйста" у нас дома "говорили" в разных ситуациях плюшевые игрушки, куклы и даже машинки. Мы играли в смешные игры, где наши герои попадали впросак, если, например, забывали "волшебное" слово. В результате маленькая внучка без всякого напоминания научилась пользоваться этими словами, считая это само собой разумеющимся.
Учить детей нужно и тому, как вести себя за столом, как пользоваться салфетками, столовыми приборами, аккуратно и красиво есть. Маме и папе, в спешке убегающим на работу, наверняка не до этого. На помощь призваны бабушки и дедушки. По своему опыту могу сказать: всему можно научить, если проявлять терпение. Старший внук держал ложку в кулаке, и каждый раз я поправляла с присказкой, что ничего, научишься, если уж медведя и того на коньках научили кататься. В результате и ложку научили держать правильно, и про дрессировщиков Филатовых, работающих с медведями, с удовольствием прочитали. Мне даже немного их славы перепало: внук, постоянно слыша от меня про медведя, посчитал, что и я к цирку имела отношение. Повеселились.
Вообще тема освоения хороших манер неисчерпаема. Ложка и вилка, конечно, мелочи, которые не влияют на развитие интеллекта, но все же обращают на себя внимание, когда ребенок оказывается, например, в гостях или в кафе на детском дне рождения. Помню, как на одном таком празднике, где собрались шестилетние гости, один мальчик стал есть просто с тарелки без помощи столовых приборов. Нарядный красивый мальчик, с галстуком-бабочкой, между прочим. Дети смеялись, мальчик расстроился, а бабушке, пришедшей с ним, было очень неловко. Я ее понимаю. Мы зависим от чужого мнения, и нам не все равно, какое впечатление производят наши внуки. Детей нужно научить вести себя так, чтобы не попадать в неудобные ситуации. Все дети хотят, чтобы их любили, и умение хорошо себя вести больше располагает к ним окружающих. Это один из самых веских доводов, который поможет убедить детей в пользе хороших манер.