Если не дай бог случится ядерная война и погибнет большинство живых организмов на земле, среди небольшого числа выживших наряду с тараканами и крысами наверняка окажутся дикие свиньи или кабаны. Они это прекрасно продемонстрировали в зоне Чернобыльской катастрофы, где, несмотря на радиацию, прекрасно жили и размножались.
Супернюх
Несмотря на то что кабаны не особо "разговорчивы" и звуки издают лишь в исключительных случаях (когда дерутся или попадают на зубы волкам), система коммуникации у них развита очень сильно.
Любой громкий звук в камышах ночью – это, как говорят гопники, "палево", и кабаны стараются их использовать лишь в крайних случаях. Главная система коммуникации у диких свиней – это запахи. Благодаря супернюху и собственному запаху кабаны, живущие на определённой территории, даже не сталкиваясь, как говорится, пятак к пятаку друг с другом, прекрасно знают, кто живёт по соседству – самка это, секач или поросёнок. Дело в том, что каждый кабан имеет свой запах. Например, у секачей в подбрюшье есть специальная железа, которая начинает особо сильно выделять секрет во время гона. Проходя по густой растительности (кабаны, как правило, только в таких местах и живут, где камыш, чакан и высокая трава), они оставляют после себя пахучий след или дорожку, пересекая которую, другой кабан прекрасно понимает, кто и когда тут прошёл, какова половая принадлежность и возраст, а также размеры соплеменника.
В тёплое время года кабаны, как правило, живут поодиночке, а к концу осени во время гона и зимой сбиваются в стаи, так легче противостоять волкам, и именно благодаря запахам они очень быстро находят друг друга. И так же быстро покидают территории при малейшей опасности.
Бегство от чумы
При появлении посторонних запахов от охотников и вообще людей они уходят с обжитых мест в более глухие уголки. Уходят кабаны и в случае эпизотии или падежа, и это очень удивительный и необъяснимый факт, который продемонстрировали кабаны в 2010 году, когда в нашу область пришла африканская чума. Эта болезнь убивает свиней за три-пять дней. Когда мы в сентябре 2010 года стали обследовать камышовые крепи в Иголкинском охотхозяйстве в поисках трупов кабанов, чтобы взять образцы для анализов, то обнаружили следующую картину. На территории, где обитала как минимум сотня кабанов, удавалось обнаружить не больше 3-5 трупов, которые мы находили по запаху и, как правило, рядом с водой. Умирающих от чумы кабанов мучила страшная жажда, поэтому большинство трупов мы находили у ериков, ильменей и отшнурованных луж.
А куда же делись остальные кабаны? Этот вопрос резонно возникал при обследовании охотугодий. А остальные кабаны, как оказалось, дружно покидали территории, где начинался падёж, что косвенно подтвердили очевидцы, которые в августе 2010 года пытались охотиться на кабанов по ночам. По их словам, кабаны тогда вели себя очень странно и передвигались не как обычно – с лежки на кормежку, а целенаправленно шли на север и в Казахстан большими группами, и эта миграция очень напоминала бегство. Как они понимали, что надо бежать? Это загадка.
Суперслух и всеядность
Ещё один удивительный пример коммуникации демонстрируют самки кабанов с поросятами. Так как жизнь их проходит в основном в камышах и высокой растительности, а активны они бывают по ночам, контролировать своих детишек зрительно они не могут.
Свиньи издают звуки, но звуки непростые. Как оказалось, человеческое ухо слышит лишь часть издаваемого свиньёй звука, всё остальное есть инфразвук, то есть звук низкой частоты. Его прекрасно слышат поросята в высокой растительности.
Кстати, мама никогда не выйдет на опасное чистое место первой, она всегда пропустит вперёд поросёнка. Потому что если от пули охотника погибнет один поросёнок, другие выживут, а если погибнет мама, то не выживут все поросята.
Основой выживания этого вида является их всеядность, они едят как растительную, так и животную пищу, не побрезгуют и падалью. Удивительна их способность рыть землю, особенно в сильные морозы. Своим нежным пятачком они способны распахать грунт там, где его не возьмёт даже экскаватор.
Опасные слабости
У кабанов есть слабости, от которых они порой теряют голову и ведут себя не вполне адекватно. Примерно так же, как пьяные люди. Например, от запахов некоторых минеральных удобрений, которые раньше складировали прямо на полях. В таких местах кабаны своими телами выбивают ямы и приходят туда ежедневно, измазываясь, ведя себя шумно, и очень часто это их подводит. Зная такие места, охотники могут добыть этого хитрого и осторожного зверя. Похожий эффект оказывает на них и солярка, в которой они тоже стараются вываляться, причем регулярно.
Дикие свиньи возвращаются
Примеров удивительной приспособляемости кабанов великое множество. Правда, сейчас, когда после эпизоотии чумы кабаны понемногу возвращаются в дельту, многие охотники замечают нехарактерное поведение диких свиней. Они, например, не едят чилим, лотос, рыбу в отшнурованных лужах, пасутся не в густых камышах, а часто выходят на сенокосы и чистые места, чего наши кабаны старались не делать.
Вероятно, во время эпизотии и бегства кабанов из дельты в 2010 году утерялась связь поколений, когда старшие передавали свой опыт и модели поведения младшему поколению. А тем кабанам, что сейчас приходят с сопредельных территорий, например из Казахстана, приходится вновь осваивать приёмы и способы выживания в таком специфическом биотопе, как камышовые крепи дельты Волги. Судя по следам их жизнедеятельности, обнаруженным мной этой осенью, получается это у них очень быстро. Есть твёрдая уверенность в том, что популяция диких свиней оправится от последствий смертельной болезни и будет вновь радовать астраханских охотников морем адреналина и весомыми трофеями.