Русский с китайцем братья навек, но начнем мы с японцев. Что-то подозрительно много за последние пару недель в полусолидных онлайновых изданиях появилось публикаций на тему: «Вот сейчас заключим мирный договор с Японией и этим выдающимся, потрясающим прорывом в международных делах компенсируем некие потери от неудач с восточным разворотом на Китай». Опаньки, чего ж это так про знаменитый и навязший у всей центральной прессы в зубах «Восточный разворот» и российско-китайскую дружбу? И такой облом, оказывается, не все ладно в нашим большим восточным другом и надежнейшим союзником?..
Шесть будущих войн
Ладно,пошли по порядку. С момента объявления«Восточного разворота» автор не разделял восторгов и связанных с ним надежд типа«ну сейчас мы с китайскими братьями этим пиндостанцам покажем!» и по возможности высказывал свою точку зрения в прессе. Причины скепсиса были предельно просты. Экономика Китая завязана на американские толстые потребительские кошельки. Товарооборот Китая и США, несмотря на «торговые войны», в 10-12 раз больше, чем с Россией, два кита мировой экономики связаны десятками тысяч инвестпроектов и т. д.
Ничего подобного в российско-китайской экономической дружбе не наблюдается. Если китайско-американские связи растут,то с нами как раз наоборот. Это раз. Второе — Китай всегда был империей в себе и для себя и наши отношения с Поднебесной особо радужными никогда не были. Можно напомнить войну в Афганистане, когда всю первую половину именно Китай был основным поставщиком вооружений «духам». Можно напомнить совсем недавнюю публикацию в китайской прессе «Шесть войн, которые должен будет вести Китай» — на русском по понятным причинам статья не публиковалась. Можно напомнить цикличные, но в целом напряженные отношения на всем протяжении 20-го века.Ну и более ранняя история ничуть не светлее.
Поэтому автор скептически отнесся к так рекламируемым с начала западных санкций трубопроводным и прочим проектам, а по поводу взаимных расчетов в юанях — так кроме смеха такая оторванная от реалий политическая реклама вызвать ничего не могла.
Юанямии не пахнет
И вот мы видим в центральном телевизоре несколько недель назад недоуменное лицо зам главы минфина Сторчака,лопочущего о том, что расчеты между нашими странами в юанях теоретически могли бы быть возможны, и может, мы когда-нибудь поймем, что думают по этому поводу наши китайские партнеры. Из чего делаем вывод, что уже объявленные нашими центральными телевизорами как состоявшиеся, расчеты в юанях еще даже не добрались до стадии предметного обсуждения. Зато давно и много мы слышим жалоб наших предпринимателей, что китайская сторона, не присоединяясь формально к американским санкциям,фактически эти санкции реализует в еще более жестком режиме, чем США. Банки заставляют предпринимателей закрывать счета, чинятся различные другие препятствия — достаточно напомнить провалившуюся сделку по продаже доли нашего нефтяного гиганта китайским товарищам.
Душные долги
Венец «Восточного разворота» недавно опубликовал наш Центробанк. Всего за первое полугодие 2018 года объем китайских прямых инвестиций в российскую экономику снизился практически на четверть. Причем вывод китайских средств почти весь пришелся именно на совместный капитал предприятий, наши долговые бумаги Китай сбрасывать не спешит. Китай вообще любит душить долгами: уже десятки стран —партнеров Китая по проекту «Один пояс- один путь» — не в состоянии расплатиться по процентам за китайские инвестиции,а кое-кто из них уже побежал в МВФ, загоняя себя в еще более глубокую яму.
Япония нам поможет?
Ну, с «Восточным разворотом», полагаю, все уже ясно. Теперь пару слов о намечающемся«Дальневосточном». Попытка прикрыть успехом в российско-японских отношениях неудачу в российско-китайских — это такой же, как теперь выражаются,«пиар-ход», как и предыдущая агиткампания.Слишком велика разница между нашими экономиками и технологическим и социальным уровнем. В современном мире критерием силы являются технологии, в том числе гуманитарные (и их удельный вес растет), масштабы и динамика экономики,развитость внутреннего рынка и т. д. И здесь наши позиции все больше отстают.А ожидаемые темпы экономического роста менее 2% в год делают это отставание все более однонаправленным. Поезд может скоро уйти совсем, если еще не ушел.