Температура воды в наших реках стремительно приближается к нулю, и жизнь под водой медленно, но верно затихает. Сомы и сазаны группируются на местах зимовки, и это вовсе не обязательно зимовальные ямы. Любая коряга, утопленный баркас или рельефная аномалия на дне могут стать зимним укрытием, иногда им является просто береговой тростник.
Морской сазан – легкая добыча
На зимовку ложатся не только сомы и сазаны, обитающие в реках, но и те, что живут в Северном Каспии. Так, морской сазан испокон веков приходил к концу ноября с моря к крайним чаканным колкам на раскатах, в которых и зимовал. Чаканная колка – это относительно небольшой или большой остров из зарослей чакана или камыша. По словам очевидцев, к зиме сазан так плотно ложится в этих колках, что в кубометре рыбы было больше, чем воды, и с небольшой колки размером с баскетбольную площадку можно было взять 25-30 тонн рыбы.
По словам знакомого инспектора рыбоохраны, работавшего в конце девяностых – начале двухтысячных в Володарском районе, средний размер сазана, приходившего с моря в колки на "двадцатом километре" (так называется место на южной грани заповедника), составлял 10 кг, а экземпляры на 20-25 кг были обычным делом.
Рыба лежала буквально слоями, и при глубине метр двадцать – метр сорок не составляло труда выбрать на котел понравившегося сазана, забагрив его темляком. Звено рыбаков легко добывало за ночь 20-30 тонн рыбы.
Страшная "сказка" для сазанов
Понятно, что вся эта рыбодобыча проходила под "чёрным флагом", часто с молчаливого и не всегда бескорыстного согласия охраняющих рыбу структур. Ловля происходила и происходит с помощью неводов, называемых "сказка". Эти невода, или большие волокуши, имеют не одну мотню, а несколько.
Колка, в которой ложится сазан, окружается таким неводом, внутрь заезжает лодка с рыбаком и он начинает специальным приспособлением типа вантуса издавать громкие звуки – "чапать" о воду. Некоторые отмороженные товарищи не заморачивались и просто кидали внутрь чаканной колки карбит, после чего рыба в неё уже никогда не приходила.
Испуганный сазан пытался выйти из колки и попадал в невод, а вернее, в мотню, или мотни, которые отсоединялись от невода и превращались в кутцы. Рыбу могли продать или сдать сразу, а могли оставить в этих кутцах до ледостава и вывозить её уже по льду на мотороллерах. Цена на рыбу зимой выше, правда, при долгом нахождении в кутцах сазаны тёрлись друг о друга и теряли товарный вид.
Размером с ребёнка
Я хорошо помню, как в конце семидесятых – начале восьмидесятых в нашем сельском магазине в центре торгового зала, если его можно было так назвать, появлялась буквально гора огромных сазанов по какой-то смешной даже для тех времён цене. По словам взрослых, сазаны эти были с раскатов и, как они говорили, "их задавило льдом". То есть при резких изменениях уровня воды, связанных со сгонно-нагонными ветрами и резкими скачками при сбросах с Волжской ГЭС (в те времена зимние паводки были обычным делом), сазаны, зимующие в чаканных колках, оказывались в западне, и их после распаления льда буквально можно было собирать руками. Как там уж было на самом деле, сейчас сказать трудно, но эти кучи сазанов в своём детстве я помню хорошо, как и их размер и вес. У некоторых он был примерно такой же, как у меня и моих друзей, с которыми мы специально бегали в магазин любоваться огромными рыбами.