Это необычное место. Высокий бугор, со всех сторон продуваемый ветрами, дает возможность видеть до горизонта, а старинные надгробия мусульманского кладбища заставляют ощутить покой. Белый мавзолей с изображением крылатого коня-тулпара скрывает могилу известного музыканта.
По преданию, Курмангазы Сагырбаев сам попросил похоронить его здесь, рядом с родственником Ишпаном, на бугре Шайтан-тобе, между аулами Кошеванка и Курли. Современным жителям бугор, впрочем, известен как Албасты-тобе. Албасты – тоже представитель «нечистой силы», согласно мифам и преданьям. Совсем рядом начинается окраина села Алтынжар в Астраханской области.
Появилось село уже в XIX веке, население тут было и калмыцкое, и казахское. Название Алтынжарского сельсовета упомянуто в 1922 г. В 1925 г. сельсовет был включен в состав Могойского района, в 1926 – передан в состав Зеленгинского района, в 1931г.– Володарскому району, в 1944– в Зеленгинскому, в 1963 г. – он уже в Красноярском районе и лишь в 1965 г. вновь передан Володарскому району.
«Алтынжар» с казахского переводится как «золотой берег, золотой обрыв». До 1930-х годов нынешнее село называлось Курли, здесь жили калмыки. А вот селом Алтынжар до 30-х называлось село, что севернее нынешнего – теперь это Старый Алтынжар. О происхождении топонима спорят. Одни предлагают версию о том, что село назвали из-за тюркского слова «алтын» – «золото» и «жар» – «обрыв», «яр», а все потому, что находили тут изделия из золота, принадлежавшие безвестным древним кочевникам. Другие «винят» во всем цвет местной земли. Третьи предлагают обратить внимание на золотой блеск воды под солнцем, которой местность изобилует.
Село Алтынжар – центр муниципального образования «Алтынжарский сельсовет». И главное его культурное достояние – мавзолей Курмангазы, музей и культурный центр его имени.
Курмангазы Сагырбаев (1818-1889) — казахский народный музыкант, композитор, домбрист, автор кюев (пьес для домбры). Был очевидцем восстания Исатая Тайманова против хана Джангира. За критику богачей музыканта преследовали, он сидел в тюрьме Оренбурга, откуда бежал. Его знала русская прогрессивная общественность, и недаром журналист Савичев написал: «Сагырбаев — редкая музыкальная душа и, получи он европейское образование, то был бы в музыкальном мире звездой первой величины…». О нем вышла книга в серии «ЖЗЛ», о нем сняты фильмы, его портрет украшает почтовые марки, в его честь назван целый район в Казахстане и симфонический оркестр, в Астрахани в 2008 году ему поставили бронзовый памятник – единственную скульптуру всадника в городе. Лицо Курмангазы было точно восстановлено по черепу методом антрополога Герасимова.
Еще в 1959 г. на могиле великого домбриста поставили обелиск. С 1984 г. совместными усилиями жителей села и представителей Гурьевской области Казахстана началось создание музея в память о Курмангазы. Уже через год здание было готово – и жители окрестных сел понесли в дар музею вещи, которые станут его экспонатами.
Музей открыли 21 декабря 1986 г. Затем по ходатайству общества казахской культуры «Жолдастык» в 1990 г. музей стал филиалом Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника, в нем создали экспозицию по истории казахов.
В 2003 г. Астраханской областью и Казахстаном был создан более обширный комплекс из зданий, стилизованных под юрты. Теперь сюда приезжает множество гостей, здесь снимают документальные фильмы, проводят пышные мероприятия.
Должно быть, дух великого музыканта стал хранителем этих мест и заставляет молодежь брать в руки домбру: недаром в Кошеванке и Алтынжаре и сегодня есть домбристы, играющие и сочиняющие музыку для души, а не ради заработка…