И снова Керчь, точнее – Керченско-Еникальский канал. Этот морской бой, несмотря на внешнюю потешность, таки может войти в анналы военно-морской истории. И не только потому, что атакующая сторона нанесла себе бóльший ущерб, чем противнику – во что обойдется ремонт ПСКР «Изумруд», правый борт которого изуродовал его однотипный собрат, посчитать можно. Но экономические последствия могут быть куда серьезнее и нас всех по кошельку ударят вполне ощутимо.
Кому выгодно?
Поскольку наверняка все посмотрели видео и слышали радиоперехват переговоров и российских, и украинских моряков, напоминать хронику боя не буду. Обращу только внимание: координаты, которые плачущим голосом называл украинский моряк, подавая сигнал SOS, лежат за пределами 12-мильной зоны – любой, имеющий Гугл-мапс, легко в этом убедится. А как называются погоня и нападение вооруженного корабля на другой в нейтральных водах? Правильно. Только обвинений в пиратстве нам и не доставало для полного комплекта. Так что поговорим о последствиях.
Сначала о бенефициарах. Выгода для российской власти очевидна – изрядно поднадоевшая обществу «бандеровская» тема успешно извлечена из сундука. Тут под шумок можно и новый пенсионный налог протащить.Со стороны Украины бенефициар точно не Порошенко, он во второй тур выборов не попадает ни при каком раскладе. А вот будущему украинскому президенту будет гораздо легче выбивать западную финансовую и военную помощь.
Грядут новые санкции
Безусловные бенефициары – те западные круги, которые стремятся вытеснить Россию с мировых рынков. Поясню: за политическим шумом в ООН и других международных институтах скрываются вполне конкретные репрессивные экономические меры. Первая цель – «Северный поток-2», теперь его гораздо легче будет заблокировать. Второе. Санкции против российского госдолга и прочий пакет, который был подвешен на неопределенный срок, сейчас получают новый импульс, и скорый ввод их становится куда более вероятным. А эти санкции приведут к заметному спаду и без того хиреющей российской экономики. Третье и тоже чрезвычайно неприятное и теперь вероятное последствие – санкции в отношении российского торгового судоходства. Ранее вероятность подобных санкций только изредка пробрасывалась особо активными «ястребами». А теперь они созданы.
Дальнейшее наращивание санкций мы все почувствуем по ценам на бензин, продукты, ЖКХ и все остальное.
Опасная эскалация
Вернемся к событиям. Впервые соглашусь с нашим МИДом – данный поход был украинской провокацией. Причем удавшейся на все 100%. Хотя месяца полтора назад украинские вспомогательные суда проходили под Керченским мостом в сопровождении российских пограничников, нынешний поход с выключенными транспондерами был другим. Но раз это была так легко читаемая провокация, то зачем на нее надо было так легко ловиться? Ответ на этот вопрос дает известный наш военный эксперт П. Фельгеннауэр. Украина строит военно-морскую базу в Бердянске. В эту базу могут прибыть с дружественным визитом и корабли НАТО. А их присутствие в Азовском море создает прямую угрозу Сочи и ставит под угрозу работу нашего «Сирийского экспресса». Поэтому, считает эксперт, весьма вероятна зимняя операция по военному вытеснению Украины с азовского побережья с захватом Мариуполя и Бердянска. Но это уже полноценная война.
Можем попасть в трибунал
И два постскриптума, полагаю, в данном случае они необходимы.
Первый. Немало патриотов написали мне – «а если бы он вез взрывчатку?». Ну, насчет взрывчатки – даже если бы эти три корытца смогли взять на борт ее столько, чтобы повредить Крымский мост, Украина, полностью зависящая от западной финансовой помощи, ни за что бы на такой риск не пошла – кто ж станет рисковать многомиллиардными траншами МВФ?
Второй. Нарушили или не нарушили что украинцы – вопрос сложный, уж не на уровне понимания телекомментаторов точно. Морская и сухопутная границы – это принципиально разные вещи. Морское право – это очень большой и сложный раздел. Правила мирного прохода через проливы, используемые для международного судоходства, регулируются в общих чертах III Конвенцией ООН по морскому праву. Можно не сомневаться, что будет соответствующий иск в Международный трибунал ООН по морскому праву в Гамбурге и/или Международный суд ООН в Гааге и окончательный вердикт – было нарушение или нет – вынесет судебная инстанция. Трибунал как раз и занимается преимущественно арестованными судами и экипажами. Можно, конечно, отреагировать и традиционно – плевали мы на все эти международные суды, пусть они нас слушают, мы сами с усами. Но тогда в конце концов и нам могут ответить – «ну и сидите тогда у себя в бане с медведем и балалайкой, без мобильной связи и всего остального».