За последние несколько лет спрос на торговые площади в Астрахани заметно вырос. В город стали чаще заходить крупные сетевые супермаркеты. При этом каждый представитель стремится открыть свои магазины не в центре, как это было принято раньше, а на территории спального района. Несмотря на грамотно спланированную тактику прибыли – «о шаговой доступности» – в некоторых городах эта стратегия испытывает определённые трудности, а именно дефицит площадей. Таким федеральным «сетевикам», как «Магнит», «Красное и белое», «Аптека», «Пятёрочка» стало всё сложнее находить подходящие качественные помещения. Их интересуют исключительно большие площади (от 130 кв. метров). Не менее важную роль играют пешеходный и автомобильный трафики, оживлённость микрорайона, соседство с другими супермаркетами, наличие социально значимых услуг и подъездных путей к зоне разгрузки. Как правило, эти места уже заняты. Некоторые компании на этом фоне вынуждены снимать помещения, которые просто непригодны для торговли: квартиры на первом этаже или бывшие административные здания. Увеличение конкуренции предполагает увеличение ставок, и собственники имеющихся помещений просят за аренду вакантной недвижимости завышенную плату. Как объясняет аналитик Ксения Арутюнова, «бывали случаи, когда крупной торговой сети приходилось отдавать за использование помещения до 20% от своих общих расходов». Некоторые стрит-ритейлеры решаются на строительство собственных торговых точек. Однако, практика показывает, что растёт и стоимость стройматериалов. Ежегодно ценник ползёт вверх в среднем на 7-10%, отмечают эксперты. К этому можно добавить высокую стоимость земельных участков, ограничения в плане строительства и инфляцию. В результате процесс возведения оказывается дороже, чем длительная аренда и открыть новую торговую точку уже не так просто. Возникает эффект отложенного спроса, когда у «сетевиков» есть желание быть ближе к покупателю, но нет возможности. Кто-то просто не выдерживает конкуренции и покидает район в поисках более подходящего места, кто-то предпочитает объединяться. Речь идёт о крупных магазинах партнёрствующих на одной территории с аптеками, кофейнями и химчистками. Без сомнений, астраханцы испытывают глубокую симпатию к супермаркетам «у дома». Кроме того, повышается интерес федеральных и международных сетевых представительств к нашему региону. Но на фоне этой положительной перспективы увеличивается стоимость аренды и дефицит торговых помещений. Пока решить эту проблему не получается. Так что в ближайшее время для коммерческой недвижимости, вероятно, намечается заметный рост ставок и по аренде и по цене.