– Вон мой отличник бежит, – сказала Валя, мама маленькой Аринки и моя коллега по детской площадке, где я гуляю с младшей внучкой. Отличник, пятиклассник Валерка, радостно крикнул маме: "Пятерка по контрольной! С тебя полтинник! Нет, сто рублей: ты мне еще за прошлую контрольную должна!"
Я не смогла скрыть недоумения.
Финансовый подход
У меня такого опыта в отношении старшего внука, который учится в третьем классе, нет. Стала расспрашивать других. И выяснилось, что система финансовой мотивации школяров существует во многих семьях.
– Так сейчас кругом рыночные отношения, – убеждает меня Валеркина бабушка Ирина Юрьевна. – Что вы хотите? Когда ребенку платят за хорошие отметки, это его подстегивает, он старается. Хочет заработать – сам учит уроки, не надо подгонять и напоминать.
– А вам самим родители за хорошие оценки платили? – спрашиваю сторонниц материального стимулирования.
– Нет, конечно, – отвечают. – Учились сами, интересно было. Только зачем сравнивать? Тогда время было другое!
Время не виновато
Ох уж эта удобная отговорка про время! Все можно на него списать и объяснить. Но, как и тогда, сейчас мы хотим, чтобы дети получали крепкие знания. Хорошие оценки – аргумент в пользу знаний. Однако не всегда. Ирина Юрьевна признается: пятерки-то в дневнике у внука появились, но когда спустя две недели вернулись к пройденной теме – оказалось, ничего не помнит, не усвоил. А ведь учил, даже отличную оценку получил. "Вызубрил, наверное, чтобы только гонорар заработать", – досадует Ирина Юрьевна.
Но даже если учил, а не зубрил, вопрос не к нему, а к родителям. Они действительно считают, что нашли эффективный подход к учебе? Мама пятиклассника Валерки признается: пока это помогает. Заниматься с ним родителям сложно: у Вали на руках маленькая дочка, муж работает вахтами. Так что деньги в данном случае выступают помощниками. Ну что еще можно придумать, чтобы заинтересовать учебой?
А вот учитель начальной школы Лина Константиновна Шевченко категорически против материального поощрения за учебу: "На мой взгляд, у детей формируется неправильная мотивация – они начинают учиться ради денег, а не ради своих собственных знаний. А это значит, что если вдруг родители не смогут заплатить ребенку, стимул учиться у него пропадет. Да и зачастую это провоцирует ребенка на нечестные методы: исправление оценок в дневнике, списывание".
Деньги-деньги-дребеденьги
Сторонники платы за оценки приводят еще и такие доводы: мол, все равно ребенку нужны деньги на карманные расходы. А тут он их сам заработал!
Однако психологи уверяют, что карманные деньги никакого отношения к оплате отметок не имеют. Средства на карманные расходы дети получают вне зависимости от школьных успехов, когда уже понимают ценность сбережений и могут сами или вместе с родителями спланировать свои расходы. Но стимулом к учебе финансы быть не должны.
– Ученик должен понимать, что в первую очередь ему самому необходимы знания, – считает психолог Оксана Рогаль-Левицкая. – Некоторые родители уверяют, что учеба – это та же работа, потому она должна оплачиваться. Но аналогии с работой совершенно неуместны. Работодатель платит работникам за предоставленные услуги, а кому и какие услуги оказывает школьник? Поощрять ребенка за старание можно. Однако поощрение не должно быть материальным. И еще совет: хвалите своего ребенка, чаще демонстрируйте вашу веру в его успех, и тогда его отношение к учебе, да и к вам тоже, будет строиться на заинтересованности, стремлении стать лучше, а не на материальной выгоде.
Кредит для оценки
Я не психолог, не учитель и не финансист, но у меня есть свое мнение. На мой взгляд, когда родители платят школьникам за хорошую учебу, они нарушают сам принцип построения отношений в семье, в основе которого – бескорыстная взаимопомощь и любовь. Конечно, поощрять ребенка нужно, но делать это с помощью купюр – значит вредить прежде всего самому ребенку. "Я видела, какие люди вырастали из тех моих учеников, которые учились за деньги, – рассказывает Лина Шевченко. – Не все, но многие начинали относиться к жизни через призму купюр. Даже за хлебом для старенькой бабушки ходили, если только за это платили. Доброту и милосердие вытеснили деньги".
Между тем больше 35% современных родителей являются сторонниками этой "платежной системы". Хотя она порой дает сбои. Пример? Пожалуйста. Вечером того же дня, после Валиного разговора с сыном на площадке, она постучалась к нам, попросила деньги в долг. "Нечем платить Валерику, – сказала со смехом, – я и так ему должна".
А мне было совсем не смешно.