Бестолкового человека в народе принято нелестно называть "балдой". Как это связано с астраханской рекой Болда? Оказывается, никак!
Река Болда, левый рукав Волги, делится в черте города на два разветвления – Прямую Болду и Кривую Болду. На картах XIX и начала ХХ вв. они фигурировали как Большая и Малая Болда.
Географы склонны думать, что название происходит от слова "балда" – народного географического обозначения мелкого озера, в котором водится много карасей. Вероятно, сначала так называли озерки, остающиеся после половодья в верховьях этой реки, а потом и всю реку. Кстати, есть и другое значение слова "балда" – большой тяжелый молот. Астраханцы также нередко называют "балдой" голову – особенно когда предлагают стукнуть кого-нибудь "по балде".
Куда убедительнее второй вариант объяснения. "Болда" происходит от тюркского слова "баллы" – медовая, то есть чистая, сладкая вода.
Жители прибрежных татарских сел, например, Килинчи, до сих пор называют реку Баллы (Медовая). Килинчинцы даже передают забавное предание о том, что когда-то в реке утонуло целое судно, нагруженное бочками с мёдом, и с тех пор появилось это ее название. Причем в русском языке непонятное "Баллы" исказилось, превратившись в простую и звучную "Болду".
Еще одна народная версия относит появление топонима ко времени прихода в наши края монголов в XIII веке. Якобы предводитель войска, увидев красоту местной природы и отведав воды из этой реки, провозгласил "Болдрн!", то есть "достаточно" или "хватит". Это означало, что дальше идти не нужно, можно остаться в этом благодатном месте.