Днем астраханская полупустыня, с ее редкой растительностью и участками из сплошного песка, кажется довольно безжизненной, лишь изредка пробежит ящерица или из-под ног выскочит кобылка.
Но если приглядеться, то в почве видно множество норок разных размеров, от совсем небольших, с диаметр карандаша, до таких, куда легко проходит рука взрослого человека. И большинство их обитателей выходят из своих убежищ только с наступлением сумерек, когда начинается совсем другая жизнь пустыни.
Во время последней поездки в Хараблинский район Астраханской области мы с приятелем собирались поснимать тарантулов. Эти крупные пауки, о которых слышал любой астраханец, также ночь проводят в норах, а ночью выползают на охоту. Паутину они в отличие от более привычных нам крестовиков не плетут, за добычей довольно быстро бегают на своих восьми лапах, поэтому и относятся к семейству пауков-волков (по латыни Lycosidae). Если посветить в темноте фонариком по земле, то в некоторых местах лучи света отразятся обратно – такое свойство имеют глаза кошек, тарантулов и многих других ночных обитателей.
Нескольких пауков мы поснимали прямо в темноте, подсветив их лучом фонарика, а одного поймали и пофотографировали уже днем, при свете солнца. Довольно крупный паук, вместе с лапами больше 5 сантиметров, судя по небольшому брюшку – самец. После фотосессии модель отпустили на все четыре стороны. И зря, поскольку знакомые специалисты по паукообразным, посмотрев фотографии, вынесли свой вердикт – это не тарантул!
И определить, что за вид пауков нам встретился, снимки не позволяют – необходимо тщательное исследование тела паука, возможно, даже молекулярный анализ. В общем, что за родственник тарантула нам попался, мы наверное теперь и не узнаем… Понятно, что это тоже семейство пауков-волков, но какой конкретно вид…