В 2013 году выполненные объемы медицинской помощи по стране в сравнении с данными 2012 года говорят о снижении ее доступности и качества. Об этом свидетельствуют результаты проверки Счетной палаты РФ.
Результаты девяти контрольных мероприятий, посвященных аудиту формирования, финансового обеспечения в 2013-2014 годах и реализации в 2013 году федеральной и региональных программ государственных гарантий бесплатной медпомощи и базовой программы ОМС рассмотрела коллегия палаты. В ходе этих проверок аудиторы проанализировали ситуацию в 83 регионах, Минздраве и Федеральном фонде ОМС. Доклад представил аудитор Александр Филипенко, пишут "Ведомости".
По словам аудитора, в 2013 году на оплату медпомощи в рамках территориальных программ госгарантий было израсходовано 1,6 трлн руб., или 96,3% от утвержденного объема. По сравнению с 2012 годом, получив больше средств ОМС, регионы на 18% сократили собственные средства - с 581 млрд руб. до 478 млрд. В 2014 году это сокращение продолжилось в 39 регионах.
В 2013 году было сокращено 76 поликлиник и 302 больницы, сообщил Филипенко. В государственных больницах сокращено 35 000 коек, в селах - 14 000 коек, или 4,5% от общего количества. Лидируют по сокращению коек в госбольницах Волгоградская область (9,1%), Татарстан (7,2%), Свердловская область (4,8%) и Москва (3,7%). При этом во всех указанных регионах, кроме Москвы, объемы оказанной стационарной помощи в 2013 году значительно превышают нормативные значения, говорится в докладе.
Особую озабоченность проверяющих вызвало сокращение 7200 врачей, работающих в государственных медицинских учреждениях. По словам Филипенко, в первую очередь сокращение коснулось врачей клинических специальностей - на 5100 человек. Средний медперсонал был сокращен на 3600 человек. В Волгоградской области из государственного здравоохранения ушли 1300 врачей, в Ставропольском крае и в Республике Татарстан - по 600 врачей, в Приморском крае - более 700 врачей. Оплата за час работы почти не выросла в 2013 году. В I квартале 2014 года по сравнению с январем - мартом 2013 года в 21 регионе зарплата врачей федеральных учреждений снизилась на 2-17% вследствие снижения в 2014 году их финансирования. Также отмечено, что разброс уровня зарплаты по сопоставимым регионам достигает 40%. Например, в Мордовии средняя зарплата врачей - 24 781 руб., в Ярославской области - 29 540 руб., а в Калужской области - 42 301 руб.
Объем платной медпомощи увеличился на 14 млрд руб., говорится в докладе. На 12% выросло число больных, пролеченных в стационарах платно. "Это те же государственные лечебно-профилактические учреждения, те же койки, но приоритет отдается платным пациентам, ограничивая доступность помощи в рамках ОМС. Наибольший рост платных услуг отмечен в Москве, Санкт-Петербурге, Республике Татарстан", - сказал Филипенко.
Дефицит средств ОМС выявлен по 40 программам в 2013 году на сумму 26,1 млрд руб., в 2014 году - по 59 программам на 55,3 млрд руб. Проверка также установила, что некоторые регионы при расчете нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи не произвели их корректировку на коэффициент дифференциации, т. е. утвердили их на уровне ниже необходимых значений. Так, например, в терпрограмме Москвы такая корректировка не была произведена для профилактической медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в условиях дневных стационаров.
Проблемы с расчетом стоимости медицинских услуг привели к большому разбросу цен по регионам. В 2013 году стоимость вызова скорой помощи в Тамбовской области составляла 1000 руб., а в Северной Осетии - 3500 руб. В отличие от федеральных учреждений, где стоимость ВМП утверждена приказом, регионы формировали тарифы самостоятельно при отсутствии федерального регулирования. В итоге стентирование коронарных артерий в Липецкой области (45 082 руб.) в 3 раза дешевле, чем в соседней Тамбовской (159 373 руб.), а химиотерапия в Красноярском крае (83 112 руб.) в 2,8 раза дороже, чем в Алтайском (28 853 руб.). Посещение врача-онколога в Костроме стоит 750 руб., а в Челябинской области - 250 руб.
Филипенко также констатировал, что Минздрав не выполнил свои полномочия по утверждению стандартов медпомощи. "Покрыто стандартами для стационарных условий всего 17,2% заболеваний", - говорится в докладе. В результате федеральная программа госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи (ПГГ) сформирована без учета стандартов медпомощи и их стоимости. С 2013 года оплата медпомощи должна осуществляться на основании полного тарифа, включающего все статьи затрат: зарплату, коммунальные расходы, транспортные услуги, закупку медикаментов, расходных материалов и др. Однако Минздрав нарушил сроки и утвердил методику расчета стоимости тарифа только 20 ноября 2013 года, уже после принятия правительством федеральной ПГГ как на 2013, так и на 2014 год, говорится в докладе. "Министерство не произвело расчет стоимости полного тарифа, как следствие - регионы бессистемно устанавливают у себя стоимость лечения", - указал Александр Филипенко.