76, 115, 99 – это не случайный набор цифр. Это порядковые номера граждан, стоящих в очередях, касающихся услуг ЖКХ. Астраханцы занимают очередь в шесть утра и не каждому удается решить свой вопрос к вечеру.
Очередь, чтобы встать в очередь
Наш корреспондент проехал по трем главным цитаделям, касающимся услуг ЖКХ: ООО "Расчетный центр Астрахани", он же "Астраханский расчетный центр" (платежи за горячую воду, отопление, электроэнергию), ОАО "Социальные гарантии" (холодная вода, капремонт, вывоз мусора), ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань". Увиденное, скажем прямо, потрясло. Люди стоят в очередях в лучшем случае 3-4 часа. Иногда получить нужную справку не удается за целый день, проведенный в ожидании. Астраханцы жалуются, что приходится приезжать в организации и стоять в очереди снова и снова.
Поражает еще вот что. Сразу взять талончик у вас вряд ли получится. В Расчетном центре на ул. М. Максаковой возмущенные астраханцы рассказали нам, что приходят сюда до начала работы центра. В 6 утра занимают очередь на то, чтобы взять талончики на очередь. Затем в течение часа-полутора после начала работы центра идет процесс получения этих самых талончиков, и только тогда вы – полноценный член очереди.
Вечный долг
В Соцгарантиях ситуация не лучше. Алевтина Ракина пожаловалась, что в восемь утра она была уже 90-й (а ведь организация только начала свою работу) и за три часа очередь продвинулась на 40 человек.
Люди возмущены и тем, что долги за услуги ЖКХ начисляются ежемесячно. "Я периодически беру справку, что у меня нет долга за капремонт с 2014 года. Но мне уже в течение трех лет приписывают один и тот же долг – 389 рублей!" – жалуется Алевтина Ракина. Ее поддерживают и другие участники очереди. Чтобы доказывать, что долги давно оплачены, приходится приходить сюда снова и снова. А долги вновь материализуются в последующих квитанциях.
Наименьшая очередь была обнаружена корреспондентом в ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань". Там, взяв талончик в кабинет по работе с абонентами, я была 26-й в очереди. Однако, если учесть, что на каждого клиента у оператора уходит 7-10 минут, простоять мне там "светило" около четырех часов.
Отметим, что во всех вышеперечисленных местах было достаточно мест для того, чтобы присесть, и работали сплит-системы. Были также обнаружены кулеры с питьевой водой при полном отсутствии пластиковых стаканчиков.
Замкнутый круг?
Есть ли в нашем городе силы или структуры, которые могут решить проблему очередей? Ведь она возникла не вчера, и пишем мы о ней далеко не впервые, и власти не раз заявляли, что берут вопрос на контроль. А ведь эти расчетные центры и соцгарантии как посредники вроде и создавались для того, чтобы облегчить людям взаимоотношения с коммунальщиками, чтобы платить и выверять платежи в одном месте, быстро и без волокиты. Но не получается и приходится, проклиная всех и вся, осаждать расчетные центры и собесы, у которых тоже есть своя пропускная способность, ведь с каждым надо еще разобраться, что у него и как.
Но все равно как-то не верится, что здесь ничего уже придумать нельзя. Наверное, можно, если очень захотеть. Но хотят ли?
В сентябре народу прибавится
Сейчас за справками в очередях в основном томятся льготники-пенсионеры, которым, чтобы в соответствии с региональным Социальным кодексом получить компенсацию на оплату услуг ЖКХ, надо до 1 ноября представить в районные центры соцподдержки документы, в том числе информацию об отсутствии долгов, и другие граждане, которым насчитали долги, желающие разобраться и решить проблему. В отношении льготников региональное министерство соцразвития и труда заключило со всеми основными расчетными центрами и ресурсоснабжающими организациями соглашение об информационном сотрудничестве, и справку об отсутствии долгов получать у них не надо: все сведения можно получить в районном центре соцподдержки. Но если там все-таки обнаружится долг, то придется идти обратно разбираться, то есть опять-таки стоять в очередях.
А в первой половине сентября, как рассказали КаспийИнфо в одном из центров соцподдержки, заявителей станет больше, поскольку к пенсионерам прибавятся еще и граждане, нуждающиеся в субсидиях на ЖКХ по причине низкого семейного дохода (если на оплату коммунальных и жилищных услуг уходит больше 18% семейного бюджета). Они должны представлять документы, подтверждающие право на субсидию (в том числе и справки об отсутствии долгов), два раза в год, весной и осенью, до 15 числа соответствующего месяца, так что в первой половине сентября народу в очередях станет еще больше.