С самого начала существования русская Астрахань влекла гостей из Англии и Голландии, германских княжеств и солнечной Италии… Все они внесли свой вклад в развитие нашего края.
О голландцах – особо
Европа от Астрахани дальше, чем Азия, но наш город был важным центром выстраивания отношений России и Запада. Голландцы и англичане посещали Астрахань част
о, если политика государства это приветствовала, и исчезали, когда международная обстановка накалялась.
Голландцы оставили описания своих путешествий, которые служат ценным источником сведений по истории края. Неоднократно находили на астраханской земле клады с голландскими монетами, и теперь они хранятся и изучаются в нашем музее-заповеднике. У Астраханской губернии и Голландии с XVII века было много совместных проектов в сфере экономики и культуры.
Именно голландские суда стали прототипами для кораблей Каспийской флотилии: заморские мастера в XVII веке приглашались сюда на службу и руководили постройкой и работой уже готовых "плавсредств". Знаменитый парусный мастер Ян Стрюйс оставил целое сочинение о своем пребывании в городе в 1669 году, а гравюры из этой книги до сих пор служат иллюстрациями астраханской жизни того времени.
Команда парусника "Орел", который считается "дедушкой" русского флота, была укомплектована голландскими специалистами: это и капитан Давид Бутлер, и члены экипажа Корнелий Брак и Яков Трапен.
Голландское качество в судостроении ценилось и потом: уже в 1890-е годы наши знаменитые купцы Воробьевы (по совместительству ученые и благотворители) суда для своего флота заказывали в Голландии, на верфи Конрад – Гарлем.
Голландцы-ученые живо интересовались Астраханским краем и Каспием. Подробные сведения о них кропотливо собирал для своего сочинения Николас Витсен – ученый, бургомистр Амстердама, сподвижник Петра I.
В 1719-1730-е годы изучал наш край картограф Карл ван Верден, результатом чего стала точная и подробная карта Каспийского моря.
На месте "Звёздного"
Корнелий Де Бруин, художник, путешественник и писатель, уроженец Гааги, совершил два путешествия на Восток и
издал книги, которые сам иллюстрировал. Второе его путешествие прошло по территории нашей страны, затронув Астрахань. У нас в городе он побывал даже дважды – в 1703 и в 1707 годах. Между прочим, рекомендации ему дал тот самый Витсен, благодаря чему Де Бруин смог познакомиться с Петром I.
Голландский след остался и в архитектуре Астрахани. Почти до конца XIX века в бывшем Замановском саду на Кутуме, примерно там, где спорткомплекс "Звездный", стоял летний деревянный дворец. Его построили к приезду Петра I в 1722 году. Проект его копировал частную голландскую усадьбу на реке Фехт, нравившуюся царю.
А вплоть до середины XX века в бывших частных садах еще можно было видеть типичные голландские ветряные мельницы: впервые их внедрили в Астрахани на стройке городского канала в 1740-е годы.
Подданные Елизаветы I
С 1558 года в Астрахань зачастили подданные королевы Елизаветы I с целью наладить регулярную торговлю с Персией, Бухарой и Индией. Астрахань была перевалочным пунктом. Агенты английской "Московской компании" совершили за 30 лет семь экспедиций в Иран и Бухару, а астраханские власти им помогали. Случалось, что англичан грабили, они замерзали и тонули, им приходилось добираться после кораблекрушений в Астрахань пешком – но они неизменно успешно выполняли задуманное.
Заодно участники этих путешествий – Дженкинсон, Бэрроу, Чапман – оставили описания астраханской жизни, которые историки до сих пор изучают.
В своих планах англичане отводили Астрахани ключевую роль: барыши гарантировалась, если "продавать товар вовремя и получать шелк через шаха так, чтобы он отсылался в Астрахань в начале апреля, а оттуда до Колмогор доходил в три месяца". Такую инструкцию давали руководители компании агентам.