Иоганн фон Менгден, на русский манер звавшийся Иваном Алексеевичем Фамендиным, был представителем вестфальского рода баронов и родственником первого полковника Преображенского полка Георга фон Менгдена. В чине полковника Иван Алексеевич принимал участие в кампаниях Северной войны, в 1709 году вместе с гарнизоном оборонялся в осаждённой Полтаве. В 1720 году Менгден высадил конных казаков русского галерного флота на побережье Швеции, произвёл разведку береговой полосы и, углубившись на 30 км, разорил шведские склады и захватил торговые суда. Это военное предприятие получило высокую оценку Петра I.
Политика протекционизма
С 1726 по 1731 год Иоганн фон Менгден пребывал в должности астраханского губернатора. Информации о его деятельности на этом посту немного. Неизвестен год его рождения и возраст, в котором он управлял губернией, хотя понятно, что этот возраст был уже преклонным. Его портрет также не сохранился.
Второй после Волынского астраханский губернатор был направлен в наш край полупустынь и жары Екатериной I. Католик и воин, генерал-майор Казанский и Астраханский Иван (Иоганн) фон Менгден и на этом посту продолжал оставаться неистовым командиром, властным и нетерпимым к замечаниям челяди. В своих желаниях и устремлениях он ни перед чем не останавливался, его приказы не обсуждались. Губернаторство стало для Ивана фон Менгдена нелёгким бременем, отяжелённым страшной вспышкой эпидемии чумы 1727-1728 годов.
Главной внешнеполитической задачей, с которой новый губернатор успешно справлялся, было расширение присутствия и влияния России на Каспии, где фон Менгден проводил политику протекционизма. В 1726 году при фон Менгдене в Астрахани закладывается адмиралтейство. Указ Адмиралтейств-коллегии о содержании адмиралтейств в губерниях и провинциях, направленный лично астраханскому губернатору И.А. Фон-Менгдену, хранится в Государственном архиве Астраханской области.
Борьба с чумой
Местоположение Астрахани и проходившие через неё сухопутные и водные дороги делали её многие столетия вратами для страшных эпидемий и опустошительных болезней. В 1727 году в город приходит чума. В летописях она назвалась "моровой язвой". На этот раз генерал-майор и губернатор Иван фон Менгден должен был принимать незамедлительные меры и поднимать горожан на борьбу не с видимым противником-иноземцем, а с незримым и страшным врагом.
Как заведено при эпидемиях такого рода, в городе проводилось окуривание помещений, дезинфекция вещей, всем жителям предписывалось обмывание холодной водой с уксусом, употребление внутрь жидкого дёгтя – как больным, так и здоровым. Но эпидемия стремительно распространялась, унося многие и многие жизни. Тогда губернатор отдал приказ всем выселяться из города и располагаться в палатках в степях, на буграх, полях, ватагах…
Им было применено крайнее средство борьбы с эпидемией. Город был закрыт. Именно с подачи астраханского губернатора впервые в России были созданы научно организованные карантины. Жестокая эпидемия за полтора года унесла около 18 тыс. человек – то есть более одной трети населения города, но Астрахань, пусть и наполовину опустошённая, выстояла. Как известно, жертвами этой эпидемии чумы стали многие родственники нашего земляка, поэта и академика Василия Тредиаковского, среди которых были его родители и жена.
Школа и герб
Из деяний Ивана фон Менгдена на посту астраханского губернатора отмечают открытие Латинской школы. Новое школьное здание для обучения было построено в приходе церкви Иоанна Златоуста на деньги купечества во главе с откупщиком Тихоном Лошкарёвым.
По хадатайству губернатора Синод направил для работы в этой школе ученика философского класса Московской славяно-греко-латинской академии Павла Горошковского. Первоначально в школе занимались 32 ученика, затем количество учащихся выросло до 41. Среди них были дети купцов, дворовых, лекарей, солдат. Пестрым был и национальный состав: русские, армяне, калмыки, персы. Ученики были разделены на три группы. В первой твердили азбуку, букварь и часослов, во втором читали псалтырь, а в третьей учили латинский язык. Разделение было формальным, обучение проходило индивидуальным путем: каждый учил свой урок.
Школа хоть и была образована на манер латинской, нуждам купцов не вполне отвечала. Им было достаточно, чтобы их чада умели писать, читать и, самое основное, считать. Тратить деньги на латинскую и церковнославянскую премудрость купечество не хотело. Вскоре многие купцы детей из школы забрали, о чём и сообщал губернатору учитель Горошковский и просил обязать купцов направлять детей на учёбу – ведь финансирование школы и его жалованье зависело именно от купечества. Но школа в таком виде продержалась недолго и в начале 1730-х прекратила своё существование. Это случилось уже после смерти фон Менгдена.
Во время губернаторства Ивана фон Менгдена Астраханская губерния приобретает новый герб. В 1729 году шла работа над уточнением и переутверждением старых гербов губерний России и над составлением новых. В реестр гербов под №11 было включено описание Астраханского герба: "по-старому, сабля белая под короною астраханскою, черен (рукоятка) и корона золотые, поле лазоревое". В дальнейшем рисунок герба принципиально не изменялся. Он лишь украсился императорской короной и дубовыми ветвями, соединенными голубой Андреевской лентой.