Вчера, 19 января, на сайте КаспийИнфо.ру была опубликована новость о купаниях в прорубях на Крещение.
В материале были процитированы слова руководителя миссионерского отдела Астраханской епархии протоиерея Романа Сколота: «Нет какого-либо официального одобрения Церковью перечисленных традиций. Ни на купание в проруби, ни на отпускание в небо голубей, ни на колядки, ни на гадания Церковь благословения не дает. Это народные традиции, которые чаще всего соблюдаются людьми нецерковными. При этом сами эти люди считают, что, соблюдая подобные традиции, они достойно чтят праздник Богоявления (Крещения Господня)».
А сегодня редакция получила письмо от протоиерея, в котором он поясняет, что автор строк сделал неверные выводы. Роман Сколота поясняет, что нет документального одобрения крещенских купаний, но нет и официального неодобрения. Приводим текст письма:
«Прошу исправить вашу статью, касающуюся моих комментариев по поводу крещенских купаний. В данной статье была допущена грубейшая логическая ошибка.
Моя фраза «Нет какого-либо официального одобрения Церковью…» совершенно не означает «неодобрение». Она означает, что нет документально зафиксированного благословения на это, нет церковного документа, одобряющего практику купания (т.е. благословение отсутствует). Но нет и официального неодобрения. Автор же делает вывод, что церковь не одобряет купание в проруби». Того, кто не видит разницы между «не дает одобрения» (т.е. молчит) и » не одобряет», я не могу назвать профессионалом. Подобный подход к чужим словам просто недопустим. Название статьи также считаю не отвечающим реальному содержанию комментария. Прошу исправить название статьи и неверные авторские выводы. Также дополню, что вывод автора относительно недопустимости колядок также ошибочен. Его тоже прошу исправить. Спасибо».
Таким образом, становится понятно, что, действительно, официально Церковь одобрения на купания в прорубях не дает, нет соответствующего церковного документа и благословение отсутствует, что подтверждено в письме. Вместе с тем Церковь лояльно относится к этой традиции. Это очевидно. Все мы неоднократно становились свидетелями того, как представители Церкви освящали крещенские иордани. Со своей стороны, редакция надеется на дальнейший диалог с церковными служителями, которые, хочется верить, продолжат просвещать нас и наших читателей.