То, что сом всеядный, знает каждый, и это правда: в разное время и в разных водоёмах он питается самой разнообразной пищей. Но в то же время есть у него и предпочтения, в разное время года в его рационе превалирует та или иная пища.
Одни ракиВ июле это могут быть покатная селёдка и чехонь, если речь идёт о Волге, а ближе к осени – сопа и раки. В дельте, кроме рыбы, сомы могут специализироваться на саранче и лягушках. Знания о пищевых предпочтениях сомов – это очень часто ключик или залог успешной рыбалки, хотя приманка – это только полдела, важно место и собственно наличие сомов, а также подача приманки.
Так получилось, что на прошлой неделе мне удалось не только поймать несколько крупных сомов на Волге выше Астрахани у села Замьяны, но и изучить содержимое их желудков. И, к своему удивлению, я не обнаружил там рыбы, они были буквально набиты свежими раками.
Раки входят в рацион сомов, и тут нет никакого открытия, но не думаю, что раки более предпочтительная еда для сомов, чем живая рыба. Всё-таки их панцирь ещё нужно переварить, что требует дополнительных затрат энергии. Зато раков, в отличие от рыбы, сомам легче поймать, и то, что в желудке одни раки, может свидетельствовать о том, что сомам не хватает мелкой рыбы или им сложно её добыть, что в принципе одно и то же.
Вот и ответПрактически все сомы были пойманы в одно время, где-то около пяти-шести часов вечера, и раки в их желудках были очень свежие, то есть сомы поймали и съели их примерно в это же время. То есть они целенаправленно вышли охотиться на раков. Те, кто ловил раков в маске под водой, знают, что больше всего они любят селиться в подводных глинистых обрывах, устраивая там норы, но, чтобы покушать, им необходимо их покидать. И, как правило, вне нор раки собирают пищу либо под самим обрывом или уступом, либо на его вершине. Разве что ночью они могут расползаться подальше от своих укрытий. Вот и ответ, где лучше днём ловить сомов или, если быть точнее, куда следует забрасывать удочки с наживкой, – на вершину или под уступ, то есть в места наибольшей концентрации раков.
Причём не факт, что в качестве насадки обязательно использовать только раков, усатый при встрече с ракушкой или саранчой вряд ли от них откажется, но то, что живой рак будет для него привычным кушаньем и меньше насторожит – факт. Должен заметить, что это лишь мои умозаключения, не претендующие на истину и касающиеся крупных сомов, проживающих в Волге выше Астрахани, – возможно в дельте у них более богатое меню.