Уникальную бригаду токарей сохранили как "золотое достояние" отрасли только на судоремонтном предприятии посёлка Волго-Каспийский. Судоремонт немыслим без мощного станочного парка и токарей как рабочей элиты, говорят специалисты.
«Почему-то сейчас все идут в компьютерщики, экономисты, юристы, а с токарями сложно. С тех пор, как закрыли училище токарей в Астрахани, они «рождаются» лишь на рабочих местах. Но мы обеспечены всем комплексом станков по металлообработке, и токарные и расточные, фрезерные, строгальные, нарезные и так же располагаем токарями, очень опытными. Надо подбирать молодёжь, есть у нас парни, которые хотят стать высококлассными токарями», - говорит технический директор Волго - Каспийского судоремонтного завода Андрей Тюрин.
Серебряная стружка веером летит из - под резца. Огромная машина и человек - словно единый организм. Токарю высокого уровня не особо нужны чертежи и контрольные инструменты. Ошибки не будет даже в миллиметровых допусках. Наша профессия не умерла и мы её возродим, считает токарь универсал 5-го разряда Владимир Гранкин. Первый многостаночник на заводе помнит свой рабочий день.
«Пришёл, учитель заставил каску надеть, очки и к станку. Первые дни просто смотрел, потом сам стал крутить и уже через шесть месяцев получил разряд, тогда не ругали», - делится токарь Волго-Каспийского судоремонтного завода Владимир Гранкин.
Тогда учили хорошо, говорит ветеран. Потому и получил он первым допуск к уникальному новому агрегату. Это - настоящий " король" станочного парка. 18-ть метров длиной для расточки 10-ти тонных гребных валов к силовым системам судна. Отрасль особо сложная. Легче корабль построить, чем его ремонтировать, говорят коллеги Гранкина. Все как один гордятся профессией и помнят наставников.
«Я то же, думаю, что достиг высокого уровня. Если есть заготовка, есть инструмент и позволяет станок, практически можно сделать всё, что угодно. Руки должны быть на месте, голова чтоб работала хорошо, а допуски в чертежах наших достигают тысячных долей миллиметра», - рассказывает токарь 5-го разряда Волго-Каспийского судоремонтного завода Валерий Муравьёв.
Самые сложные работы по ремонту силовых судовых дизелей токари берут на себя. А док - самый мощный на Нижней Волге. Принимает суда до двух с половиной тысяч тонн весом и длиной до 115-ти метров. Это огромные тысячетонные ледоколы, военные суда, научные плавучие громады для исследования нефтяных месторождений Каспия, словом, вся палитра гражданского флота.