Крик бабушки: «Кошелек, кошелек», - услышали, наверное, все, находившиеся на первом этаже астраханского ЦУМа. Не стал исключением и молодой человек, обративший внимание на мужчину, быстрым шагом направившегося к дверям выхода, и пошел следом.
В сквере имени Трусова сидел мужчина и перекладывал деньги из кошелька в карман своего пиджака. Когда в очередной раз ладонь оказалась в кармане, ей не суждено было выбраться обратно - рука была зафиксирована умелым приемом. Парень, применивший его, представился сотрудником милиции и предложил задержанному пройти в Кировский РОВД.
Так произвел свое первое задержание вора-карманника полковник милиции в отставке Анатолий Андреевич Абаринов. Служил он в то время милиционером изолятора временного содержания и в универмаг пришел в свой выходной за покупками. Оказалось, что задержанный был известным вором-рецидивистом и долгое время находился в розыске. Узнав о его задержании, в отдел милиции буквально через несколько минут прибежал начальник оперативно-поискового отдела уголовного розыска УВД Астраханской области капитан милиции Иван Васильевич Кутаёв. Он поблагодарил молодого коллегу и поздравил с удачным «уловом». А задержанный возмущался и негодовал: надо же, смог долгое время избегать встреч с опытными оперативниками-тихушниками, а попался в руки какого-то пацана, милиционера-новичка. К благодарным слезам пострадавшей пенсионерки руководство прибавило сторублевую премию. Менее чем через месяц Анатолий Абаринов стал уже оперативником и работал под началом капитана Кутаёва – грозы астраханских воров.
О службе в милиции Абаринов никогда даже не помышлял. Получив среднее образование, собирался поступать в летное военное училище. Но члены медицинской комиссии сказали, что будут рады видеть его только после того, как вырежет гланды. Больница подождет, а погоны можно примерить и на срочной службе в армии, решил несостоявшийся абитуриент. После армии начал работать в вагонном депо станции Астрахань-2, сдувая дома пыль со школьных учебников и, дожидаясь обещанных отгулов, чтобы, наконец, показать свое горло врачам.
К врачам он все-таки попал, но во время прохождения медицинской комиссии при поступлении на службу в органы внутренних дел, куда был направлен по комсомольской путевке. Однажды в депо пришли представители военкомата и управления внутренних дел и стали агитировать идти на службу в милицию. Среди молодых работников станции желающих оказалось много, но отбор пришли только восемь человек. Среди пожелавших и прошедших отбор оказался и Анатолий Абаринов. Пыль с учебников, конечно, стряхивал не зря: поступил и закончил астраханскую среднюю школу милиции, а следом и волгоградскую – высшую.
В середине семидесятых в Астрахани появился новый район – Советский, который не мог остаться без своего отдела милиции. Среди первых сотрудников вновь образованного РОВД оказался и Абаринов, 17 лет занимаясь на новой территории розыском преступников, скрывшихся от следствия, дознания, суда, а также без вести пропавших граждан. Но этим деятельность не ограничивалась, нельзя было оставаться в стороне и не помочь коллегам из других отделов в раскрытии совершенных краж, грабежей, убийств и других преступлений.
В годы работы в Советском районе и позже, и сейчас, находясь на пенсии, Анатолиий Андреевич считал и считает, что основным направлением работы розыскника должен быть поиск без вести пропавших. Сколько горьких слез родственников пропавших пришлось ему увидеть, услышать слова надежды, а порой и упреков, если поиски не давали результатов. Коллеги спрашивали: «Что это у Вас постоянно валерьянкой в кабинете пахнет?» - отпаивал родственников пропавших людей.
Результаты были, а с ними и молва людская и слухи, поэтому, наверное, в Советский отдел милиции к Абаринову приходили жители других районов. Порой они делали это даже после общения с экстрасенсами и гадалками, оказавшими бессильными им помочь.
У жительницы Ленинского района пропал сын, повез в Саратов машину помидор на продажу и не вернулся. Нашли парня в психбольнице, где он лежал под чужой фамилией, после того как его нашли сильно избитым. Ни денег от продажи овощей, ни документов при нем не оказалось. Сына вернули матери.
К сожалению, не всех пропавших удавалось разыскать живыми, а причины смертей носили криминальный характер. В таких случаях главной целью было найти убийц и передать правосудию. Иногда те, кого не удавалось разыскать, долгое время снились по ночам. Запомнился пропавший старый дед. Придя во сне, он говорил оперативнику: «Что же ты меня так плохо искал, а ведь меня зять убил». Только зять тот ни в чем не признавался, да и доказательств его вины не было никаких, к тому же у него было, как говорят - железное алиби. Спустя несколько лет Абаринов узнал, что зять этот повесился. Может и ему дед, его тесть, приснился.
Пришло время, когда Абаринова затребовало руководство областного уголовного розыска, сказав: «Ты нужен здесь!». Возглавил тогда Анатолий Андреевич оперативно-сыскной отдел уголовного розыска УВД, где начинал работу в уголовном розыске, а его первым учителем был Иван Кутаёв, а грозой воров вскоре стали назвать его самого.
Оперативник Абаринов ловил воров не только на службе: ловил, когда ехал на работу, ехал домой - опять ловил. Они как будто липли к нему, дожидались, когда появится где-то рядом, предлагая: «Ну, задержи нас».
То, что у сотрудников уголовного розыска нет дней и ночей, а также выходных и праздников знают все. Но почему-то один из авторитетных квартирных воров, находившийся в розыске, забыв об этом, решил на первомайский праздник навестить мать. Об этом, конечно, узнали оперативники и тоже отправились к ней в гости, явившись прямо в парадной форме после праздничного парада. Женщина, увидев нарядных милиционеров, стала отрицать, что сын у нее дома. Но его нашли в шифоньере и задержали.
Однажды к милицейскому начальству обратился крупный, по тем временам, местный чиновник. Он, отдыхая в ресторане, выпил лишнего и, выйдя на улицу, присел на лавочку. Очнулся без денег часов и документов, даже без обуви. Вспомнил, что подходил к нему высокий мужчина, также врезались в память исходивший от него запах одеколона «Шипр» и стоявшая неподалеку женщина. Мужчина не стал бы обращаться в органы, но среди прочего у него похитили партбилет, а в то время в такой ситуации можно было ставить крест на карьере.
Найти преступника удалось только по приметам его ранее судимой подруги. А сам он оказался рецидивистом домушником из Саратова, где познакомившись с астраханкой на вокзале, решил сменить местожительства и переквалифицироваться. В Астрахани он стал нападать на загулявших граждан, оглушая их женским чулком, наполненным песком.
При задержании рецидивист ударил Абаринова ножом, который скользнув по туловищу, чудом не попав в сердце, глубоко врезался в руку милиционера. После ранения родственники стали настаивать сменить род деятельности, перейти в более безопасные службы, но сердце оперативника всегда предано уголовному розыску.
Службу в органах внутренних дел полковник Абаринов заканчивал в должности начальника Кировского районного отдела внутренних дел, на этом настояло руководство областной милиции, но ловить воров, особенно карманников, не прекратил.
Всего за тридцать лет службы, а 25 из них – в уголовном розыске, как зафиксировано официальной статистикой областного управления внутренних дел, на счету Анатолия Андреевича Абаринова тысяча сто задержанных и разысканных преступников.
Пресс-служба УМВД России по Астраханской области