Профессия – водолаз

18 марта 2016 года, 18:03
0
2406
Профессия – водолаз

Профессию водолаза часто считают романтической, наполненной поисками подводных кладов и затонувших судов, встречами с разными подводными диковинами. Спору нет, водолазам многое приходится повидать на своем веку, но для них водолазное дело – это, прежде всего труд, нередко опасный и всегда тяжелый. На глубине водолаз во многом предоставлен самому себе и от проявленной им решительности, смелости и находчивости нередко зависит его жизнь.
Обычные люди совсем немного знают об этой профессии, ведь в повседневной жизни водолазы встречаются не так уж и часто. Но все понимают, что эта работа не из легких и связана с большим риском. Эта профессия требует от человека смелости, выносливости и отличного состояния здоровья. Зачастую людям этой профессии приходится работать в любых погодных условиях, они постоянно сталкиваются с перепадами давления при погружении. Водолаз – это специалист, способный выполнять трудовые операции под водой в водолазном снаряжении. Деятельность водолаза предполагает больший риск, а потому считается одной из наиболее вредных профессий, связанной с тяжелыми условиями труда.
В Областной Спасательно-Пожарной Службе «Волгоспас» трудится 15 водолазов, мы решили побеседовать, пожалуй, с самыми опытными из них. Итак, знакомьтесь, Александр Леонтьевич Коротков – водолазный специалист, водолаз первого класса и Виктор Николаевич Кузнецов – начальник маневренно-поисковой группы, также водолаз первого класса.

 

Как вы пришли в профессию? Помните своих первых наставников?

А.Л. Мастерство водолаза я начал постигать в Севастополе. Первым моим наставником был капитан-лейтенант Карпенко, вторым – его помощник, мичман по фамилии Драный. Под их руководством я 7 месяцев отучился в водолазной школе и был направлен на флот, на Ладожское озеро. Здесь я и совершенствовал мастерство водолаза-глубоководника.

В.Н. До армии я работал в гидрографии, а после встретил друга, который сказал, что к ним на спасательную станцию нужны водолазы. Я прошёл водолазную комиссию, спустился один раз под воду, мне это очень понравилось,  и вот – до сих пор работаю!

 

Помните ли своё первое погружение?

А.Л. Помню, как сейчас! Полигон. Мичман Драный проинструктировал и заставил расписаться в журнале водолазных работ. Объяснил, что в первый спуск будет сильно качать, бросать из стороны в сторону. Он же напомнил, что под водой задом ходить нельзя! Только передом или боком. Одевают меня в снаряжение, я спускаюсь, глубина метров 4-5 – и как я замаячил, как поплавок, то влево меня кидает, то вправо. Я сразу нашёл выход – пошёл задом! Выхожу, мичман, умный человек, меня спрашивает: «Ну, как всё прошло?». Отвечаю: «Как вы инструктировали, так и ходил!». Одевают второго водолаза, и у него выходит всё точно также! Подзывает меня мичман и говорит: «Матрос Коротков! Идите и посмотрите – вот так и вы ходили передом!». Чёрное море, вода прозрачная была – всё видно! О, как мне было стыдно! (Смеётся)

В.Н. Я что помню, нужно было понять водолазный сигнал. Один раз дёрнул сигнальный конец, значит у тебя всё хорошо. Три раза – «выхожу наверх». Не всегда поначалу понимаешь, когда надо потрясти. А так с водой, что связано – с детства хорошо плаваю и ныряю. А тут-то воздуха достаточно, и вот ты по дну ходишь, смотришь – там рак прополз, тут окунь прошёл, а водоросли так красиво извиваются. Это не то, что по телевизору смотришь, это нужно самому увидеть.

 

Какими качествами должен обладать водолаз? Может быть какими-то человеческими, помимо физических?

А.Л. Первое качеством водолаза – его уравновешенность. Спокойствие, как под водой, так и над водой. Ну, и естественно, здоровье! Будущие водолазы проходят очень серьёзный медицинский контроль. Но главное – это выдержка и спокойствие.

В.Н. Ещё водолаз должен быть уверен в своём напарнике, который его страхует. Ты знаешь, что он тебя в любое время подстрахует и никакой боязни нет.

 

Под водой тяжело психологически?

А.Л. Я считаю себя человеком уравновешенным, мне не было тяжело. Когда что-то не клеилось, будь-то на работе или в жизни, я сам себе внушал: «Успокойся! Всё получится». И действительно, всё получалось.

В.Н. У Александра Леонтьевича опыта больше. Я всегда могу обратиться к нему за советом как к старшему. Он спокойно всё объясняет, показывает. Пробуешь – всё получается!

 

Как снимаете стресс после погружения?

В.Н. А никакого стресса нет! Допустим, если человек утонул и его нужно доставать, важно правильно настроить себя – я представляю, что помогаю пьяному подняться с земли и сесть на лавочку.

Лучше всего, конечно, когда нет погружений, нет утопающих. И вот ты погружаешься так, для себя – опустился на дно, рак из норки выходит, поиграешь с ним – кувыркается. Посмотрел, как рыбы плавают – всё это очень успокаивает.

 

К поиску какого самого необычного предмета вас привлекали?

А.Л. Поскольку работать водолазом я начал в военно-морском флоте и было это давно, мне часто приходилось доставать со дна снаряды и мины времён Великой Отечественной войны. Несколько раз приходилось поднимать даже торпеды. А уже здесь, в службе спасения на воде, часто доставали и пистолеты и автоматы. Тяжелее всего искать ножи.

В.Н. Алмазы искали, коллекцию монет. Одного ювелира ограбили, и среди прочего он не досчитался оловянного рубля, весом 1 килограмм. Он стоил дороже всей коллекции вместе взятой. По его словам, таких монет существует всего две в мире.

 

Как сильно вперёд шагнул прогресс в плане водолазного снаряжения?

А.Л. Снаряжение стало более совершенным!

В.Н. Конечно! В прошлое ушли сигнальные концы. Сейчас есть водолазная связь. Снаряжение стало намного лучше. Оно и легче! Не то, что раньше – трёхболтовка по 12 килограммов одна галоша весит, нагрудник и наспинник по 16!

 

Как в семье относятся к вашей работе?

А.Л. В семье очень хорошо относятся. Когда я пришёл с армии, я был ещё не женат, но встречался с девушкой – она уже знала, что я работаю водолазом. Через год мы поженились, я так и остался водолазом – привычка! И этой привычке уже 55 лет.

В.Н. Первые полтора года моя супруга не знала, что я работаю водолазом. Думала, работаю просто спасателем. Вернувшись как-то с работы, я подошёл обнять жену, она отпрянула от меня. Спрашиваю «Что случилось?». «Ты трупы достаёшь, а теперь меня обнимаешь?!» «Да я же его не касаюсь даже, я в специальной рубахе! И вообще, с чего ты взяла, что я работаю водолазом?» Она показала мне свежую газету, а там всё расписано про очередные поиски! Сейчас уже привыкла. Мой младший сын пошёл по моим стопам – работает водолазом в СПТР. Ездил учиться в Норвегию, считается водолазом международного класса. Я доволен таким наследником!

 

Вы любите свою работу?

В.Н. Если бы я заново начал жить, я бы прошёл этот же путь снова! Особенно приятно, слышать слова благодарности спасённых тобой людей. Значит, не зря ты свою жизнь проживаешь, помогаешь кому-то.

А.Л. Если бы не любил, я бы столько здесь не проработал! Демобилизуясь с военно-морского флота, я сразу сказал ребятам сослуживцам: «Буду работать водолазом!». Но мест нигде не было. Два месяца работал на заводе имени Ленина токарем, пока на глаза не попалось объявление  в газете «Волга»: «В областной комитет ДОСААФ требуются водолазы». Меня приняли на работу приказом от 12 октября, а я вышел 10-го – настолько было невтерпёж!

В.Н. А когда долго нет погружений, снится, что ходишь под воду!

А.Л. Очень нравится моя работа. Я рождён водолазом!

 

В заключение хотелось бы добавить, Александр Леонтьевич отдал водолазному делу 55 лет своей жизни, Виктор Николаевич 35. Им не раз приходилось работать в паре, а потому во время нашего интервью родилась шутка про 90 лет общего стажа.

Фотоматериалы к новости:

← ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД     ↑ НАВЕРХ
Поделиться в соц. сетях:
Источник: МЧС РФ по АО