Прошел месяц с первого заседания Гордумы нового, 6-го созыва. На нем, согласно новому Уставу города, впервые была избрана глава Астрахани. Теперь полномочия мэра муниципалитета разделены на должности сити-менеджера, управляющего всем городским хозяйством, и, собственно, главой муниципального образования. Алена Губанова вступила в должность главы Астрахани, одновременно возглавив Гордуму. Одно из первых интервью она дала нашей газете.
«Родина», «Астрахань», «глава» – женского рода
- Алена Вячеславовна, женщина-руководитель у старшего поколения ассоциируется с героиней старого фильма «Светлый путь»: «Вот стою я перед вами…». Но вы женщина-политик нового формата. У вас есть женщины-политики или, может, мужчины, у кого вы бы хотели поучиться? Кто ваши кумиры? Перед кем вы готовы «снять шляпу»?
- Начнем с того, что я за гендерное равенство в политике. Французская писательница Олимпия де Гуж, отдавшая жизнь за права женщин, сказала: "Если женщина имеет право взойти на эшафот, то она должна иметь право подняться и на трибуну". Я уверена, что женщины могут делать все, что делают мужчины. Так почему бы им не быть политиками? Екатерина II доказала это в Российской истории, сделав для нашей страны очень много полезного в просвещении. Индира Ганди посвятила жизнь служению своей Родине, став «совестью нации». Когда я села в это кресло словосочетание - совесть нации – приобрело для меня совершенно особый смысл. Я преклоняюсь перед этими женщинами, перед их умом, силой воли, беззаветным служением своему народу. У них есть чему поучиться. Конечно же, у нас в политике большинство мужчин. Но, с другой стороны, слова «Родина», «глава», «Астрахань» - все женского рода. А кумиры… Кумир, идол, идеал – так называют поклонники предмет своего слепого обожания, того, кому поклоняются. Для меня это только мои родные, моя семья. Мои мама и папа, которого, к сожалению, уже нет в живых – это единственные кумиры, люди, у которых всегда есть и было чему поучиться.
Астрахань мне выдала медаль при рождении…
- Вступив в должность, вы сказали: «Дума VI созыва должна быть самой неконфликтной и самой позитивной…». Гордума теперь «не место для дискуссий»? Но ведь истина рождается в спорах, не так ли?
- Многие журналисты растиражировали эту сказанную мной в день избрания фразу. В моем понимании «конфликтность» - это жесткое столкновение, ссоры, даже оскорбления. Я бы хотела избежать конфликтов, не избегая дебатов, полемики, конструктивного диалога, которые обязательно должны присутствовать в Городской думе. Нынешний состав Гордумы, на мой взгляд, позволяет именно так построить работу. Она уравновешена мудростью и осмотрительностью опытных депутатов и азартом, горячей инициативой более молодых. Она уравновешена все по тому же гендерному признаку – в думе этого созыва семь женщин. У нас есть депутаты, кого называют крепкими хозяйственниками, и те, кто отстаивает социальные вопросы. В Гордуме сейчас работают люди, которые «сделали себя сами»: главврачи, знающие не только проблемы непосредственно медицинского обслуживания, но и питания больных, коммунального, транспортного обеспечения лечебных учреждений; строители – отрасли, в которой невозможно что-то сделать без экономических, финансовых знаний; представители директорского корпуса, знающие беды и заботы производства. Абсолютное большинство депутатов разделяет мое мнение, что нужно заниматься созидательной работой, а не критиканством.
Мне не раз предоставлялась возможность сменить место жительства на более крупные города, вплоть до столицы. Но я очень люблю Астрахань. Я родилась здесь. У меня до сих пор храниться памятная медаль, которую тогда выдавали в ЗАГСе «юбилейным» новорожденным деткам. Я знаю этот город со всеми его достоинствами и недостатками. Я знаю астраханцев, а многие из них знают меня. И всегда очень задевает, когда Астрахань фигурирует в лентах криминальных новостей. Такое впечатление, что из позитива у нас только верблюды и лотосы! А мы ведь самый, пожалуй, многонациональный и многоконфессиональный город в стране. Город, в котором нет межнациональных конфликтов! У нас есть чему поучиться. Я понимаю, что изменить имидж Астрахани будет нелегко. Но мы справимся!
Важно не потерять себя
- По официальной биографии вы начали работать в 17 лет. А к 25 годам стали самым молодым в России руководителем пресс-службы губернатора. Теперь в 42 года Вы мэр Астрахани - Каспийской столицы. Нет «головокружения от успеха»?
- Я отдаю себе отчет в том, что это огромная ответственность и огромное доверие. «Головокружение от успеха» всегда проходит очень быстро, а дальше начинается напряженная работа. Ведь от тебя ждут результата. Только он покажет, на что ты способна. И никакие прежние достижения тут не помогут.
«Звездной болезни» у меня нет. Не скрою, я ею «переболела» в легкой форме, когда мне было 25 лет, и я работала руководителем пресс-службы губернатора Анатолия Петровича Гужвина. Меня «зазвездило» на пару дней, и он очень быстро и жестко меня «вылечил»: прививку получила на всю жизнь. Для меня всегда важно было не потерять себя. Я готова временно отступить с позиции перед напором обстоятельств, но не готова их сдать. «Базовое» образование у меня журналистское. Когда пришла на работу в пресс-службу губернатора, поняла, что мне не хватает управленческих навыков - получила и второй диплом, и навыки. Пришла на работу в типографию, стало недоставать экономических знаний. Пришлось получить еще одно высшее образование, чтобы вникнуть во все самой.
- В типографии говорили: вы специально родили дочку в субботу, чтобы не сорвать планерку в понедельник…
- Да, ходила такая шутка, в которой много правды: я не уходила в декретный отпуск. Отработала очередную трудовую неделю, родила дочку, с понедельника взяла месяц обычного отпуска, во время которого защитила диплом экономиста и вышла на работу. Я очень благодарна своей маме Зое Алексеевне за неоценимую помощь. Она - моя стена, отгородившая своей любовью от многих бытовых проблем.
Дочки-матери и 53 куклы
- В одном интервью вы сказали: «Вся моя жизнь как будто бег с барьерами: сама себе их ставлю и бегу, бегу от одного рубежа к другому». Такая «неуспокоенность» - это врожденная черта характера или выработавшаяся под воздействием жизненных обстоятельств? В быту, в семье она проявляется? Хватает времен, сил на общение с дочерью?
- Скажем так: черта характера, укрепившаяся под воздействием обстоятельств. Но дома, в семье я стараюсь быть другой. Я очень люблю свой дом, близких. И перестаю быть главной города, как только переступаю порог дома. С мужем я стараюсь быть мягкой, покладистой. У меня муж мусульманин, им особо не покомандуешь. А он гордится моими успехами. Но мама я строгая. Распорядок дня у дочери Софьи соблюдается неукоснительно. Учеба в гимназии ей дается легко. Еще она занимается «недевичьим» спортом – самбо. Дочке восемь лет и она должна сама убирать свою комнату, мыть за собой посуду, в 21час30 минут ложиться спать. Эти правила не обсуждаются – они выполняются. Я стремлюсь каждую свободную минуту проводить с ней. В сорок лет научилась кататься на роликах вместе с ней, ради нее полетала на парашюте над морем. Ежедневно, за редким исключением, отвожу ее в школу сама. Каждый вечер мы обсуждаем с ней тему, о которой поговорим утром по дороге в гимназию. К примеру, сегодня я ей рассказывала, кто такие пессимисты и оптимисты. А недавно мы разбирались, чем занимается губернатор и мэр. Ее это очень интересовало.
- Банальный вопрос, но всегда любопытно услышать ответ: чем вы любите заниматься, когда есть свободное время?
- У нас есть с Соней общее хобби, от которого мы обе получаем огромное удовольствие. Мы, как истинные девочки, собираем кукол. Но не просто игрушки, а куколок в национальных костюмах. Началось все с подаренной мне куколки в национальной азербайджанской одежде. А теперь сложилась коллекция из 53 куколок величиной с ладошку. Пришлось даже заказывать специальные стеллажи для нее. Ищем с дочерью на глобусе страну, откуда куколка, как она называется, какими морями омывается. Читаем о культуре, почему именно такие костюмы носят в ней. А это уже небольшой экскурс не только в географию, но и в историю. Нам интересно проводить время вдвоем. Сейчас мы с дочерью составляем каталог нашей коллекции: даем каждой кукле национальное имя на первые буквы наших имен – А или С.
Еще мы обе любим рисовать. Люблю работать с бисером, когда выдается свободная минутка, выкладываю им большое панно.
Если обо мне судачат, значит, я людям интересна
- Астраханские блогеры, после вашего вступления в должность, бурно обсудили вашу внешность, манеру одеваться. Большинство склонилось к мнению, что астраханцам не стыдно, за то, что вы будете представлять наш город. Вы читаете, что о вас пишут в сетях? Вас задевают подобные обсуждения?
- Я активный пользователь соцсетей. И все, что там пишут про меня, конечно же, читаю. А критика и обсуждение моей внешности, стиля или деловых качеств меня не задевают. Я к критике вообще отношусь хорошо лет с двадцати – закалка, полученная и на журналистской работе, и в пресс-службе. Есть такой старый анекдот: «- Вы будете петь на «бис»? – Нет! Назло!». Мне нравиться, когда меня критикуют люди-профессионалы или люди с большим жизненным опытом. К их мнению я всегда прислушиваюсь. Если меня обсуждают, лишь бы посудачить, то и это хорошо. Человек провел пять минут на моей страничке, посвятил какое-то время своей жизни именно мне. Разве это плохо? Значит, я интересна людям. Им не все равно, как я выгляжу, что я делаю. Главное, что бы близких эти обсуждения не ранили. Но, мама с дочкой в соцсетях не присутствуют, я за них спокойна. А муж относится к этому адекватно. И потом, каждый публичный человек должен быть не просто готов к тому, что о нем говорят и пишут. Он к этому идет сознательно, становясь публичным человеком. Когда я шла на выборы в Гордуму, то решила, что обойду все дворы в своем избирательном округе. И обошла. Не все, конечно же, но 78 встреч с населением я провела. И такое порой пришлось выслушать от людей! Вплоть до того, почему темнеет так рано. Половина встреч начиналась с критики. Причем, огульной. А проанализировав обсуждение в соцсетях, я пришла к выводу, что самый большой «грех», который мне вменяют – это манеру одеваться. Ну, это весьма спорный предмет для обсуждения: кому-то нравится, кому-то нет – дело вкуса, воспитания. А в остальном люди меня поддерживают. И мне это ужасно нравится. Пусть и дальше обсуждают. Было бы хуже, если мой приход на эту должность оставил бы людей равнодушными.