Стрит-арт давно перестал быть лишь способом самовыражения уличных художников - сегодня это элемент городской среды, способный рассказать историю места, привлечь внимание туристов и вдохновить местных жителей. В Астрахани стены некоторых домов оживляют яркие граффити и муралы, хотя пока больше рисунков, которые можно назвать разве что вандализмом. Приглашаем на прогулку по городу по нескольким интересным объектам. Город в последние годы открывает новые страницы своего облика благодаря современным художникам. Стрит-арт становится частью городского пейзажа, хотя не всем это нравится. Более того, в Астрахани появилось интересное новшество. На улице Бабефа появилась первая в областном центре стрит-арт галерея. Свои работы представили райтеры TODAYOLDS, МАЗАЙ, DEKSY GAGA и другие. Локацию расписывают легально, а в мае работы продолжатся. Связаться с представителями проекта можно в Telegram. Ранее в городе реализовали другие похожие инициативы. В Астрахани проходит стрит-арт-фестиваль "Чилим". Сейчас на центральных улицах можно увидеть муралы, созданные в рамках проекта в 2018 и 2019 годах. Одна из наиболее глубоких работ - фреска Кирилла Ведерникова по библейским мотивам на улице Коммунистической, за зданием филармонии. В основу легло размышление о бытии и истории, как в Книге Екклеcиаста: «Род проходит, и род приходит, а земля пребывает во веки». Мурал изображает cтража небесных врат, апостола Петра, и вереницу душ в шлемах воинов. Уличное полотно посвящено Спасо-Преображенскому монастырю, когда-то находившемуся в центре Астрахани. Его восстановленный по архивным материалам облик тоже можно увидеть на этой фреске. Мурал «Компас» украшает общежитие Астраханского медицинского университета, его автор - Никита Nomerz. Художник изобразил бесполые фигуры, руки которых переплетаются. Композиция напоминает лотос, по задумке она должна символизировать единение человечества. "Мне всегда казалось, что там нарисованы медики в белой одежде или пациенты в бинтах. Все-таки медицинское общежитие. И представлялось, что это граффити про взаимопомощь или связь", - выразила свое мнение астраханка, которую мы спросили о смысле мурала "Компас". Работа "И в обруч горящий летят…", которую создал Иван Найнти из Подмосковья, расположена во дворе возле Центральной аптеки (ул. Ленина, 19). Жители дома сообщили, что яркое произведение во дворе их радует. Тем более, что этот двор не слишком благоустроен: то мусор не вывозят, то раскопки при ремонте труб продолжаются месяцами. Длинная арка между двумя жилыми домами по соседству расписана разными художниками, основной темой стало судоходство. В пяти минутах ходьбы находится еще один объект, который словно по-астрахански переосмысливает присказку о том, что детей находят в капусте. Все-таки у нас арбузный край, а значит, и малышей можно найти скорее среди этих полосатых плодов. Но на самом деле эта работа посвящена в первую очередь теме защиты окружающей среды. На стенах известного "Дома с бутылками" изображены космонавт Юрий Гагарин, конструктор Сергей Королев, летчик Николай Скоморохов и другие российские герои. Почему-то по соседству решили нарисовать Че Гевару и Феликса Дзержинского. Это граффити изрядно поистрепалось. Лица у Гагарина почти не видно. Если прогуляться еще немного и перейти через Коммунистический мост, то вы окажетесь в сквере Нефтяников. Здесь несколько лет назад появился большой мурал "Три кита". В его основе - идея о том, что экономика держится на добыче полезных ископаемых. В городе можно найти еще немало интересных объектов. Райтер из Екатеринбурга (столицы стрит-арта!) Слава Птрк иронично поэкспериментировал с образом старой трансформаторной будки на пересечении улиц Шаумяна и Кирова. На стенах будки постоянно расклеивали объявления обо всем на свете - от политики до цирковых выступлений. Автор сделал барельефные копии объявлений, которые словно застыли во времени. На набережной Волги немало граффити с лотосами, сайгаками, осетрами и прочей астраханской тематикой. А у порта прячется кое-что нетривиальное - цитата из поэмы «Разин» Велимира Хлебникова. Произведение целиком состоит из палиндромов, что придает тексту особенный эффект «двояковыпуклой речи». Ранее мы подробнее разбирали эту тему. Малоизвестная работа расположена у Старого моста, ее не так просто заметить. По всей видимости, мурал посвящен судостроительному заводу им. Карла Маркса, который ранее располагался на Эллинге. Предприятие было ликвидировано в 2020 году. Кстати, произведение тоже создано в рамках фестиваля "Чилим". А что думают о феномене стрит-арта люди науки? Мы обратились за комментарием к кандидату философских наук, доценту кафедры философии Астраханского госуниверситета им. В. Н. Татищева Леониду Подвойскому. "Я признаю стрит-арт и граффити частью культуры, но с некоторыми оговорками. Во-первых, произведение должно иметь определенную художественную ценность. Во-вторых, создано легально - то есть в положенном месте, без нарушений законодательства. Наконец, изображение, по моему мнению, не может содержать провокационную, запретную или деструктивную информацию", - отметил Леонид Яковлевич. Согласимся с представителем астраханского вуза: уличное искусство может быть прекрасным, если оно уместно. К сожалению, не все художники и райтеры видят границу, поэтому часто в Астрахани можно наблюдать стрит-арт, который переходит в вандализм. Возможно, применяемые к нарушителям меры и развитие культуры граффити поможет в будущем искоренить проблему. На проспекте Гужвина появилось граффити, посвящённое погибшим в СВО астраханцам
Фотоматериалы к новости:
















