Голодный вечер: обычаи и приметы Крещенского сочельника
18 января 2023 года, 15:01
0
374
Крещенский сочельник в народе ещё называют Голодным вечером. Этот период поста и покаяния подготавливал православных к великому празднику - Крещению Господню. Торжество посвящено крещению Иисуса Христа Иоанном Крестителем в реке Иордан. По названию этой реки особую крестообразную прорубь также нередко именуют иорданью. Считается, что вода в крещенскую ночь становится святой. Совершаются два обряда освящения воды - внутри церкви накануне праздника и на водоёме на следующий день. В Крещенский сочельник, или Голодный вечер, верующие с помощью поста ведут подготовку тела и духа к празднованию Крещения Господня. Отсюда и название: приём пищи запрещён до выноса свечи после утренней Литургии 19 января и первого употребления освященной крещенской воды. Соответственно, в этот период прекращались обильные застолья и веселье. Полагалось проводить время в молитве. Напомним, что слово «сочельник», как и в случае с Рождественским сочельником, пошло от традиции есть в этот день особое постное блюдо – сочиво – отварное пшено с медом, соком, сухофруктами. Обычаи праздника связаны с водой, которая в ночь с 18 на 19 января обладает особой силой. "Днесь вод освящается естество", - гласит одна из стихир праздника. Многие верующие употребляют освящённую крещенскую воду весь год - натощак, вместе с просфорой. Считается, что при добавлении святой воды в обычную последняя тоже обретает особые свойства - целебные и защитные. Народные приметы и верования в Крещенский сочельник тесно переплетаются с православными канонами. В этот день нельзя убираться, стирать и заниматься прочими домашними делами. Избегают в предпраздничный вечер ссор и конфликтов, прощают обидчиков, а также не дают и не берут в долг деньги. По приметам, перед Крещением ставят кресты углем или мелом над дверями и окнами в качестве защитного символа. Существовала и ещё одна примета - наблюдать "колыхание воды". Вечером в чашу наливали воду. Если в полночь жидкость сама по себе колыхнётся – это добрый признак, человек увидел явление Господне. Впрочем, церковь от слепого следования суевериям предостерегает. А также указывает, что купание в проруби - прежде всего традиция, а не панацея от всех бед.