27 декабря 1932 года постановлением Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров была установлена единая паспортная система. Одновременно образовано Главное управление рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ СССР, на которое возложены функции контроля единой паспортной системы. В областных и городских управлениях милиции были образованы отделы, а в отделениях – паспортные столы. Была также проведена реорганизация адресно-справочных бюро.
Введение единой паспортной системы было обусловлено тем, что в ходе индустриализации потребовались административный учёт, контроль и регулирование передвижений населения страны из сельских районов в промышленные и обратно; необходимостью охраны крупных промышленных и политических центров, социалистических новостроек от преступных элементов.
В паспортах стало возможным вклеивать фотокарточки – под них было предусмотрено место. С того времени этот документ должны были иметь все граждане, достигшие 16-летнего возраста и постоянно проживающие в городах, рабочих посёлках, посёлках городского типа, совхозах, местах расположения машинно-тракторных станций, в определённых районах Ленинградской области, на всей территории Московской области и других специально указанных местностях. Выдавались паспорта с обязательной пропиской по месту жительства. При смене проживания следовало получить временную прописку в течение суток. Кроме неё, в паспортах фиксировалось социальное положение гражданина и место его работы.
Не получали паспорт военнослужащие, у которых его функцию в разное время выполняли книжки красноармейца, военные билеты, удостоверения личности. В таком же положении находились и колхозники, учёт которых вёлся по поселенным спискам. Им выдавали разовые справки за подписью председателя сельсовета, колхоза с указанием причин и направления перемещения.
Новое положение о паспорте утвердили в 1972 году – тогда произошло полное уравнение в паспортных правах всех жителей страны. С 1997 по 2003 год в России проводился всеобщий обмен советских паспортов образца 1974 года на новые паспорта граждан РФ. Сегодня его получают все россияне, достигшие 14-летнего возраста. В 20 и 45 лет он подлежит замене. Паспорта изготавливаются и оформляются по единому для всей страны образцу.
В период с 1932 по 2004 год основной задачей паспортно-визовой службы МВД России являлось правоприменение нормативных актов в сфере регистрационного учёта, выдачи и замены основных документов, удостоверяющих личность гражданина СССР и Российской Федерации, в том числе за пределами страны, приобретения гражданства, контроля за пребыванием на территории страны иностранцев. В 2004 году эти функции были переданы Федеральной миграционной службе. Ведомство упразднили в 2016 году, а его полномочия вновь возложили на органы внутренних дел. Так, было создано Главное управление по вопросам миграции МВД России, территориальные подразделения появились и во всех регионах страны.
Спустя 89 лет Министерством внутренних дел совместно с Министерством цифрового развития прорабатывается вопрос о введении паспортов нового образца. Пластиковую карту с электронным носителем информации планируется начать выдавать в 2023 году.
Управление по вопросам миграции УМВД России по Астраханской области