25 июля 2007 года в Астрахани перестал функционировать многими любимый вид пассажирского транспорта - трамвай. Впрочем, тогда, 14 лет назад, эта новость воспринималась не бомбой, а подмоченной петардой: всё шло к тому, что некогда гордость национального уровня (это так - ведь более века назад Астрахань была третьим по счёту городом Российской империи, где стал ходить трамвай) незаметно растворится в небытие. С 2005 года было прекращено движение через центр города и сошёл «на нет» круговой маршрут под номером «А». В скором времени, «под откос» пошли рельсы трамвайного пути, ведущего к «холодильникам», а спустя некоторый период начался ремонт Ивановского моста, который повлёк за собой закрытие маршрута к Советскому посёлку. Трамвай-долгожитель под номером «3» протянул дольше всего и проработал до самого закрытия линии. Представляем вам краткую хронологию жизни Астраханского трамвая: В 1896 году под эгидой фирмы Бельгийского бизнесмена Эдуарда Кемпена, в Астрахани построено трамвайное депо. В 1900 году на улицах Астрахани появились первые трамваи. Стоимость проезда на начало открытия составляла: 5 копеек - в 1 классе, 3 копейки - во 2 классе. Бесплатно прокатиться могли полицейские и учащиеся в форме. Революция 1917 года сделала астраханский трамвай муниципальным (его национализировали). Апрель 1919 года - из-за боевых действий прекращено трамвайное движение. Апрель 1922 года - движение восстановлено. 1941-1945 годы - во время Великой Отечественной войны астраханские трамваи были переоборудованы для перевозки раненных. Такие вагоны с двухъярусными носилками курсировали между госпиталями. В 50-х годах ХХ века астраханский трамвай модернизировали: ушли в прошлое узкоколейки с метровым расстоянием между рельсами, на линию вышли новые вагоны и колею под них проложили новую, в полтора метра шириной. 70-80 годы XX века стали периодом расцвета астраханского трамвая: подвижной состав насчитывал более 100 вагонов; действовали 6 маршрутов, соединявших отдалённые районы города; для разных категорий граждан существовали льготные проездные и даже бесплатный проезд. 90-е годы ХХ века - с закрытием крупных промышленных предприятий пассажиропоток значительно уменьшился, трамвайное движение в Астрахани приходит в упадок. В 2003 году компания «Астраханьгазпром» подарила городу пару новеньких трамваев. Однако, на ситуацию это не повлияло и разговоры о закрытии линий стали возникать всё чаще. 25 июля 2007 года - движение трамваев в Астрахани прекращено окончательно. К 2007 году Астраханские трамваи подошли в изношенном состоянии. Местные чиновники давали комментарии, в которых объясняли, что содержать астраханский трамвай стало невыгодно, так как большинство пассажиров начали пересаживаться в маршрутные такси. В планах властей стояло развитие троллейбусной сети, но, как известно, это не увенчалось успехом. Астраханский трамвай, хоть и ушёл в историю, навсегда остался в памяти астраханцев. В Музее истории города постоянно действует выставка, среди экспонатов которой есть настоящие раритеты, перешедшие сюда из музея трамвайно-троллейбусного парка. Фото: @alexsolovyev.livejournal.com/172684.html?view; @vadimmankov \ Instagram; Астраханский государственный музей-заповедник