К 75-летию Великой Победы Управление МВД России по Астраханской области проводит онлайн-марафон «Этот День мы приближали, как могли!». Каждый день на официальном сайте и в социальных сетях мы будем рассказывать о ветеранах ведомства, участвовавших в Великой Отечественной войны, и публиковать уникальные фотографии из их личных архивов. Они сражались за Родину. Мы живём, благодаря ним.
Открывает марафон историй Победы Сергей Николаевич Аксенов. Он родился 25 сентября 1918 года в селе Селитренное в семье рыбака. В 1934 году после окончания начальной школы начал трудовую деятельность в рыболовецком колхозе. В октябре 1938 года призван на действительную службу в Красную Армию. Служил в войсках НКВД в должности командира взвода.
В составе 3-го кавалеристского эскадрона 12-й Армии участвовал в советско-финской войне. В составе той же армии во время Великой Отечественной войны сражался на Юго-Западном фронте, оборонял Москву и Северный Кавказ, воевал на Кубани и Украине.
Был трижды ранен. Удостоен высоких боевых наград, в том числе ордена Отечественной войны и ордена Красной Звезды. Победный май 1945 года встретил в Венгрии.
После войны Сергей Николаевич решил связать свою дальнейшую судьбу со службой в органах внутренних дел. В апреле 1946 года он стал оперуполномоченного оперативного отдела разрешительной системы, где проработал до 1978 года и ушёл на пенсию в должности начальника.
Из воспоминаний фронтовика:
«В пять утра 22 июня весь личный состав нашего кавалерийского полка был поднят по тревоге. Вскоре полк вышел из города и рассредоточился на его окраинах. Немецкие самолеты бомбили город, ж/д вокзал, склады с горючим, во многих местах начались пожары. На второй день наш эскадрон был задействован в ликвидации парашютного десанта, выброшенного в лесу в сорока километрах от города. Более 200 гитлеровцев было в десанте, они планировали проведение диверсий для создания паники в приграничном городе. Мы, конники 3-го эскадрона, быстро обнаружили врага, и завязался бой, в результате которого вся группа была обезврежена. С первых дней войны наш кавалерийский полк вошел в состав 12-й армии Юго-Западного фронта и во время отступления в течение июня и июля мы вели непрерывные боевые действия с вражескими десантными войсками, срывая их замыслы проведения диверсии в тылу – разрушения ж/д линий, станций, мостов и других важных объектов.
Отступали мы в сторону Киева, где должны были соединиться с 10-й дивизией войск НКВД, которая обороняла город. Однако 22 июля, в 40 км от Винницы, линия нашей обороны была прорвана. И нашему 21 кавалерийскому полку было приказано остановить немецкую армию до подхода наших основных сил. В ожесточенных боях я был ранен и попал в Харьковский госпиталь. По возвращении из него в октябре я был направлен в 86-й кавалерийский полк 32-й дивизии 5-го корпуса командиром взвода. Полк в это время находился на формировании в Воронежской области на станции Волочиск. В конце ноября полк направили на фронт. В это время формировалась ударная группа войск по разгрому Елецкой группировки фашистских войск на южных подступах к Москве. Начали наступление 6 декабря одновременно с общим наступлением наших войск под Москвой. Наш полк внезапно ночью обрушился на противника, поэтому удалось сразу же занять два населенных пункта – Хухлово и Прилепы.
Боевые наступательные действия нами проводились в основном ночью при сильных морозах по бездорожью, по глубокому снегу в обход противника, часто без подкрепления и продовольствия. Мы спешивались с коней и, держа их под уздцы, продвигались все вперед и вперед. В одну из ночей нам было приказано совершить марш и выйти в район городов Новый и Старый Оскол и нанести удар по отступающему противнику. Под утро обнаружили населенный пункт, где укрывались немцы. В бою много немцев было уничтожено и взято в плен. А с нашей стороны обошлось без потерь и раненых. Через некоторое время полк вступил в бой с противником в районе городов Старый и Новый Оскол. В двухдневном бою эти города были освобождены. Особенно ожесточенные бои завязались в районе деревни Давыдова, где немцы пытались вырваться из окружения. Ни морозы, ни глубокий снег не смогли остановить нас. Только с 7 по 11 декабря один наш корпус, пройдя с боями 200 км, освободил 180 населенных пунктов.
13 декабря наш кавалерийский корпус и 1-я гвардейская стрелковая дивизия соединились с другими частями фронта (13-й армии), и группировка фашистских войск под Ельцом была окружена. Мы гордились тем, что наши наступательные действия по разгрому немцев под Ельцом стали составной частью грандиозной Московской битвы, отбросившей врага от столицы.
Далее нашей ударной группе войск было приказано завершить разгром 34 и 35 армейского корпусов врага. При освобождении Мценска я был ранен.
В первых числах августа 1942 года после излечения, в составе большой группы офицеров, я прибыл на пополнение 17-го кубанского казачьего кавкорпуса и назначен командиром взвода в 32-й в полк. В это время шли тяжелые оборонительные бои на Кубани, чтобы преградить путь врагу на Кавказ.
Для взятия Кавказа немцы сосредоточили на юге огромные силы, в несколько раз превосходящие наши. Фронт нашей обороны был прорван. В августе жестокие бои велись в районе станицы Кущевской. Станица с боями переходила из рук в руки трижды. Смело и решительно сражались кубанские казаки. Успех кавкорпуса был достигнут благодаря стойкости и хорошему взаимодействию в бою. Не добившись успеха у станицы Шкуринской, немецкое командование направило войска на прорыв к Майкопскому нефтяному району. Майкоп был взят противником, хотя ничего враг не получил – запасы нефти и оборудование были заранее вывезены, а скважины забиты.
Теперь враг рвался к Туапсе. Это направление оборонял наш 17-й Кубанский казачий кавалерийский корпус. В боях враг нес тяжелые потери в людях и технике, терял время, а с ним и свое военное преимущество.
За боевые отличия в боях на Северном Кавказе нашему корпусу и всем его дивизиям было присвоено звание гвардейских.
В сентябре 1942 года из горных районов наш гвардейский корпус был переброшен для действий в тылу противника в районе Элисты, где шли кровопролитные бои. Мы продолжали движение на Ачикулак в районе Буденновска Ставропольского края. Более двух суток вели наступательные бои с пехотой и танками противника. Наши части понесли здесь значительные потери, я получил тяжелое ранение и долго лечился в госпиталях. Поправив здоровье, был направлен в запасной офицерский полк в Тбилиси, затем в кавалерийскую бригаду в Ставрополь, где продолжил службу командиром учебного взвода. Затем подал рапорт об отправлении в Доской казачий кавкорпус, который вел боевые действия в Венгрии». На родину Сергей Николаевич Аксенов вернулся в сентябре 1945 года.
Пресс-служба УМВД России по Астраханской области
#75летПобеды #9Мая #УраПобеде