Первый звонок
Утро началось со звонка. Звонил астраханский политик, рукопожатый и из числа тех, кого я обозначил как «COVID19-диссиденты». Еще неделю назад от него можно было слышать заявления типа «никакого коронавируса нет», «это американцы так китайцев давят» и тут же «это китайцы так всех дурачат, свои активы за бесценок выкупают, потом задорого перепродадут» и пр. На этот раз голос был напуганным и первый же вопрос: «Это что — серьезно? С вирусом? Может вообще в деревню уехать»? Бравада масс постепенно уступает место испугу — эпидемия стучится в двери, первые случаи в Астрахани уже есть.
Два этапа
Вся история подготовки России к встрече пандемии опасной, но вовсе не особо опасной инфекции может быть разделена на два этапа.
Первый, когда идеологический подход доминировал — примерно с декабря прошлого года до начала марта текущего. Перед страной стояли важные идеологические задачи — всероссийское голосование по Конституции, всенародная поддержка сохранения В. Путина на посту президента, продолжение и расширение Второй Холодной войны с нашими «партнерами», усиление конкуренции с США на новых географических театрах и т. д. Эти меры требовали всенародной мобилизации, проведения многих массовых мероприятий. И тут — пандемия, диктующая совершенно противоположные меры, в первую очередь, карантинного характера, исключающие любые массовки. И до первых чисел марта казалось, что идеологический подход победит, тем более, нам повезло и Россия не попала под первый удар пандемии как Китай, Иран, Италия, Испания, США. У нас появился некоторый резерв времени на подготовку.
Второй подход — рационалистический. Его в эту зиму придерживались очень немногие, преимущественно не очень принимаемые властью специалисты, пытавшиеся предостеречь общество и власть о серьезности угрозы. От них сначала отмахивались, объявляли паникерами, потом начали нехотя выслушивать и даже какие-то фрагментарные меры предпринимать. А часики тикали. В итоге точку в водоразделе поставило заявление Путина: опасность реальна и борьба с ней — приоритетная задача в данный момент.
Где брать информацию
Литературы, на первый взгляд, по коронавирусу сейчас много (на самом деле мало и знаем мы о нем пока очень мало). Разобраться в потоке сложно. Своих студентов навыкам фильтровать информацию из интернета я учил целый семестр, поэтому пока только очень короткая рекомендация: смотрите официальные источники, в первую очередь сайт ВОЗ, но там информация запаздывает. Годятся солидные СМИ, не только российские. Специалисты могут и должны работать на профессиональных ресурсах, но к ним доступ и ограничен и часто платный. На все остальные рекомендации, как уберечь себя от инфекции, советую время не тратить вообще. Особенно забавляет типично наша бравада насчет алкоголя, чеснока и прочих средств.
Придется адаптироваться
Пока нет вакцины и специфических препаратов, единственная эффективная профилактика — не допускать контакта с инфицированными и объектами внешней среды, на которых может сохраняться вирус. Подробные рекомендации есть на сайте ВОЗ, отечественных интернет-ресурсах, специально созданных для борьбы с эпидемией. Поэтому единственный шанс избежать больших потерь — слушать медиков, а медики, в свою очередь, должны честно докладывать обстановку и требовать эффективных мер, даже если они могут задеть начальство. Замалчивание и полумеры — главная опасность.
Например, могу обратить внимание на совершенно недостаточные меры, предпринимаемые пока в Астрахани религиозными конфессиями — все очные мероприятия должны быть прекращены и переведены в форму онлайновых коммуникаций. Понимаю, что праздники, но даже Иран отказался от официального празднования Наурыза. К сожалению, многие меры в Астрахани — как и в России в целом — запаздывают, а часть очевидных мер пока не предпринята. С очередями — даже в лечебных учреждениях — борьба пока не очень эффективна, нужно пересматривать привычный порядок быстрее. Хорошо, что природа дала нам отсрочку, но лучше было бы потратить ее на мобилизацию и тренировки, а не на колебания, продиктованные идеологией и пиарщиками.
Шанс есть
Как могут развиваться события дальше, в том числе в Астрахани? Шанс, что мы совсем избежим эпидемии, весьма небольшой — из разряда невероятного везения. Не попали в первый ряд — и то повезло. Вопрос в том, удастся ли растянуть эпидемию во времени (эта стратегия предложена институтом Роберта Коха) — оно точно работает на нас. Почему? А потому, что любой инфекционный агент рано или поздно приспосабливается к носителю, а носитель — к агенту. По мере развития эпидемии формируется иммунная прослойка и сам вирус изменяется. Ранее все эпидемии затухали.
Россия очень много времени потратила на раскачку и не могу сказать, что идеология совсем перестала довлеть над медициной — разговоры о том, что мы эпидемию пресечем менее чем за 3 месяца — из разряда надежд, а не научных фактов. К слову, такая проблема есть не только в России — испанский биолог написала в Твиттере примерно следующее: вы платите в месяц миллионы евро Роналдо и Месси и 1800 евро биологу. Сейчас вам нужна вакцина — вот и идите к Рональдо и Месси, пусть они вам ее найдут.
Надеюсь, мы извлечём урок и после пандемии существенно увеличим вложения в медицину, изменим модель нашего здравоохранения, проведем серьезные государственные реформы, разовьем бесконтактные бизнесы, сделаем экономику более устойчивой к подобным катастрофам и т.д. И к следующей пандемии будем готовы гораздо лучше — а пандемии еще будут, природу не обманешь. Просто сейчас человечество расслабилось после пандемии схожей «испанки» ровно 100 лет назад, начало экономить на науке и тратиться на потребление и бряцание оружием. Как вы заметили, «Искандеры» плохо заменяют медицинские маски. И ток-шоу на ЦТ про то, кто от чьего мужа забеременел и где и какие козлы за пределами России живут — плохая замена научно-популярным телепередачам.