«Ей уже пятьдесят? — воскликнут постоянные зрители ТЮЗа. — А выглядит гораздо моложе!». В эти дни актриса ТЮЗа Фирюзя Абдуллаевна Мартемьянова отмечает 50-летний юбилей… со дня прихода в стены театра! И выглядит, как всегда, блистательно: моложавая походка, выразительная мимика и жесты, не сходящая с лица задорная улыбка и по-детски добрый взгляд на жизнь.
Премьерный спектакль «Отцы и дети» — в роли матери Базарова
— Расскажите, пожалуйста, о своем детстве, — попросила я.
— Наверное, как и у большинства обитателей пригорода, где стояли в основном деревянные дома, жизнь была общей, «общественной» — двери не закрывались на замки и соседи ходили друг к другу по-свойски. Я, например, часто вечером, когда наше семейство раненько укладывалось спать, уходила к соседям-полуночникам и читала-читала-читала…
Семья наша была самая обычная, как и многие другие: папа работал кузнецом, а мама занималась нами, детьми, которых было четверо (еще двое умерли во время войны). Все мы очень любили слушать мамины рассказы: она не знала грамоты, но очень правильно, красиво говорила; уже во взрослом возрасте она выучила арабский, прочитала Коран и пересказывала его мудрые истории нам, детям, как сказки!
Фирюзя Мартемьянова в роли Фрейлины в спектакле «Исчезновение принцессы Фефёлы III»
— Как появилось желание стать актрисой?
— Детские игры во дворе были общие и иногда полезные: так нам пришло в голову привести в порядок заброшенный подвал. А когда он стал чистым и, как оказалось, просторным, мы вдруг решили устроить там театр. Вероятно, повлияло на это решение и то, что один из соседей был актером Татарского театра «Вулкан» — его великолепное модерновое здание стояло на месте нынешнего ТЮЗа. Бабушки и мамы раскрыли свои сундуки, достали из них то, что хоть чуть-чуть блестело и было подходящим для сказочного зала… Так рождался мой первый спектакль.
— Где вы получили профессиональное образование?
— Летом, когда окончила восьмой класс, вдруг встретила знакомую, которая сообщила: музучилище набирает студентов на театральное отделение. Уже через три дня, сдав наспех собранные документы, я читала комиссии басню и танцевала «Цыганочку».
— Волновались?
— Абсолютно нет! Волноваться начала потом, когда пригляделась, какие стройные и высокие красавицы заходили до и после меня на прослушивание! Получилось так, что уже в этот же день мне сообщили, что я прошла отбор: претендентов на травести было совсем мало! А потом были интересные, радостные годы, проведенные на занятиях в классах, репетициях за кулисами и выступлениях в массовках на сцене драматического театра, носившего тогда имя С.М. Кирова. Помню, как волновались и мы, и актеры, когда горком партии принимал спектакль «Ленин с нами!». Вождя пролетариата играл Вениамин Тимофеевич Андреев, сын которого в настоящее время играет на этой сцене. Худрук «драмы» А.А. Образцов был нашим учителем, кумиром, высоким авторитетом. Он стал для всех нас, студентов актерского отделения, родным, поэтому когда я получила распределение в ТЮЗ, не сразу привыкла к новой обстановке, коллективу. Главным режиссером театра тогда была Анна Яковлевна Хрякова, которая сразу же «взяла меня в работу», и через две недели я уже вышла на сцену в роли разнорабочей на стройке. Выход был по-настоящему блистательный: войдя в образ, я с таким остервенением натирала тряпочкой что-то деревянное, что посыпались искры!
А потом были роли: после студенческих опытов (роль Тараски в «Будьте готовы, Ваше величество!» — заменяя Валю Заворотнюк, которая тогда училась в ГИТИСе и два раза в год уезжала на сессию) сыграла Динку в «РВС». На мой взгляд, это был не совсем удачный опыт – как-то непривычно, незнакомо на этой сцене было тогда. А когда после командирования в драмтеатр вернулся в ТЮЗ Ю.В. Кочетков, серпантином вошли в мою актерскую жизнь Пятачки, Свинки, мальчики… Первые гастроли — в Башкирию. Прочитав, что там 80 процентов населения говорит по-татарски, выйдя на сцену в ковбойском костюме (что вызвало оживление в зале и одобрительные аплодисменты!), я решила поприветствовать зрителей на их родном языке. В зале стояла, как мне казалось, одобрительная тишина. А когда я завершила речь приглашением на спектакль, услышала из зала: «А теперь переведи!» (смеется).
В роли Бабушки в спектакле «Серенький и К»
— У каждого актера есть истории, которые связаны с какими-либо казусами.
— Первое, что вспоминается: ситуация со спектаклем «Жил-был тимуровец Лаптев». Я играла Нечитайло. Вместе с другими «тимуровцами» (И. Чернобровина, Н. Сорокина, Т. Бутенко, В. Заворотнюк) мы стояли в школьной форме и в пионерских галстуках за кулисами, ожидая выхода на сцену с танцем, и вдруг администратор буквально набросилась на нас: «Вы что тут делаете? Вас кто сюда пустил?». Скажу честно, доказать, что мы актрисы, а не простые школьники, было сложно! Выручил подошедший Ю.В. Кочетков. Долго эта история упоминалась в «капустниках».
— А случаи явного зрительского признания были?
— Да, к счастью, были. Трогательные, приятные, незабываемые. Когда лежала в больнице, было приятно, что меня узнавали, как-то особенно заботились. От этого, кажется, даже уколы были не столь болезненными. На гастролях в Лимане одна девочка приходила на каждый спектакль, а после последнего подошла ко мне с подарком – это был трехтомник Н.В. Гоголя. Он у меня и сейчас в книжном шкафу на почетном месте. А девочка стала учительницей. Уверена, что хорошей: театр передает мощный энергетический заряд всем, кто его любит!
Мы искренне поздравляем коллегу с замечательным профессиональным юбилеем. Дальнейших Вам творческих удач, Фирюзя Абдуллаевна!
Наталия МАРИСОВА.
0