Еще в конце декабря, прямо перед Новым годом, некоторые охотники обратили внимание, что зайцы стали «кучковаться», на охотничьем сленге это означает начало брачного сезона. Обычно зимой они ведут одиночный образ жизни, пересекаясь с сородичами лишь по ночам. А в этом январе даже днем зайцы поднимаются парами, а то и по трое.
Охота вместо рыбалки
Зайцы, конечно, тоже могут ошибаться, и не факт, что морозов не будет, но все же их поведение наводит на мысль, что зима кончилась, не начавшись. Вообще в этом году бедные зайцы отдуваются за рыбу. Большинство охотников, являющихся рыбаками, наверняка бы в выходные предпочли рыбалку охоте, если бы на речках был лед. Но его нет, и нашему брату ничего не остается, как гулять с ружьишком в поисках косых. А их с каждым годом все меньше и меньше. Причем не только рядом с населенными пунктами, где их бьют по ночам с фарами, но и в малолюдной степной зоне у границ с Казахстаном и Калмыкией, где в условиях сильно пересеченной местности с барханами и кустарником выбить их просто нереально. Но их там тоже мало, несмотря на то что степь в этом году богата растительностью.
Ядохимикаты или болезни?
Вероятно, на численность зайцев влияют какие-то другие факторы. Возможно, болезни, хищники или еще что-то. Например, енотаевские охотники, с которыми мне удалось пообщаться, склонны предполагать, что в убыли зайцев виновны аграрии, использующие в больших количествах химикаты и удобрения. Это, конечно, всего лишь предположение, но не лишенное оснований.
Кстати, болеют не только зайцы, в последние годы эпизоотии замечены и среди хищников – енотов, шакалов, волков и лис. Очень распространена чесотка, особенно среди волков. Мне в этом году разочарованные охотники не один раз сбрасывали фотки добытых волков в жалком состоянии. Их можно понять, сидишь не одну ночь у привады, ждешь, маешься, стреляешь, а там вместо матерого – жалкое существо, которое само бы дошло.