Экологи считают, что создание в Астраханской области новой портовой особой экономической зоны влечет за собой нарушение международной Рамсарской конвенции, под охраной которой стоят водно-болотные угодья "Дельта реки Волга". Именно на этом участке предполагается строительство новой ОЭЗ.
Изменит экологию?
Природозащитники заявляют, что у них есть основания полагать, что в результате строительства порта произойдет изменение экологического характера водно-болотного угодья. "Мы будем требовать соблюдения требований конвенции", – цитирует эксперта экологической организации Михаила Крейндлина газета "Коммерсантъ".
Напомним, портовая ОЭЗ в районе морского порта Оля создается по поручению президента Владимира Путина. Еще в августе этого года сообщалось, что ОЭЗ может заработать в 2021-2022 годах, проект, в который входит и строительство современного порта, планируется реализовать до 2024 года.
Миллиардные инвестиции
Предполагается, что новый порт, который документально будет входить в границы порта Оля (так ранее заявлял об этом глава регионального минпрома Денис Афанасьев), будет ориентирован на контейнерные перевозки. Предполагается, что будет увеличен грузопоток до 15 млн тонн в год.
Планируется, что общий объем инвестиций составит 75 млрд рублей. Отметим, что на полях форума "Транспорт России – 2019", которой прошел в конце ноября в Москве, губернатором Игорем Бабушкиным были заключены соглашения с потенциальными резидентами портовой ОЭЗ. Так, компания "Сарма", которая планирует построить 14 км железнодорожных путей и логистический центр по перевалке и транспортировке контейнеров и иных грузов, проходящих через портовую зону, готова вложить в свои проекты более 2 млрд рублей.
Участок обещают возместить
По информации "Ъ", региональные власти намерены скорректировать границы природоохранной территории и присоединить взамен больший участок. Минприроды такой вариант решения проблемы уже согласовало. Таким образом, площадь водно-болотного угодья увеличится с 1122,5 тыс. га до 1124,6 тыс. га.
Однако в "Гринписе" отмечают, что российские власти нарушают правила и "массово плюют" на международные экологические обязательства. При этом экологи соглашаются, что действующий порт и сейчас наносит вред природной ценности территории, пишет "Ъ".
Коридор для редких птиц
Издание приводит и выдержки из справки, подготовленной ранее Минприроды. В ней говорится, что эта территория "несет глобальное значение для региона как природного коридора масштабной миграции водоплавающих и других птиц, в том числе более 20 видов редких и находящихся под угрозой исчезновения, мирового центра разнообразия осетровых рыб". Также там отмечается, что "из-за настоятельных государственных интересов" размеры таких территорий могут быть сокращены, но при обязательной компенсации потерь.
Есть повод для беспокойства
Как отметил в интервью "Ъ" заместитель директора по научной работе Кирилл Литвинов, такая компенсация поможет минимизировать экологические риски для объекта. "В то же время то место, которое собираются вывести, находится рядом с действующим портом – так или иначе воздействие от судоходства является фактором беспокойства птичьего населения", – отметил он.