В середине ноября началось "весеннее" половодье. Волжская ГЭС открыла затворы водосливной плотины, и пошла большая вода. Жители прибрежных астраханских зон забеспокоились: паводок оказался таким обильным, какой нечасто увидишь весной. Вода стала наступать и разливаться. Чем грозит нам такое половодье?
Нас не затопит
Решение об открытии шандоров Росводресурсы объяснили мерой временной и вынужденной. Надо было поддержать уровень воды у плотины гидроузла в пределах нормального подпорного уровня – 15 метров. Свою роль здесь сыграли природные факторы: из-за теплой погоды в начале ноября выпавшие в верховьях снега начали таять, ситуацию усугубили дожди, что привело к росту притока воды в водохранилища Волжско-Камского каскада. Излишки воды надо было выпускать, поэтому были открыты затворы также на Рыбинской, Нижегородской, Камской, Жигулевской и Саратовской ГЭС, пояснили в ведомстве. При этом было подчеркнуто, что все находится под контролем, и пропуск воды "безопасен для населенных пунктов и объектов экономики ниже по течению".
Достигли пика?
Водохозяйственную обстановку в низовьях Волги отслеживают в КаспНИРХе. По данным ученых, за последние две недели до 18 ноября уровень воды поднимался заметными темпами, а расходы воды достигли 14060-14720 куб. м/с. На эту дату уровень превышал прошлогодние показатели на
1 м 14 см и составил 365 см. Пик сбросов с Волгоградского гидроузла зафиксирован 22 ноября – 16580 куб. м/с, 24-го числа стали сбрасывать на тысячу кубов меньше. По оценкам экспертов, в низовьях это в полной мере почувствуется уже через тройку дней.
Плохо для рыбного хозяйства
Вода пошла в полои, стала заливать нерестовый субстрат. Специалисты отмечают, что похожие аномалии наблюдались семь лет назад, в осенне-зимний период 2012-2013 годов, когда расходы воды достигали 12500 куб. м/с. По оценке ученых, тогда это неблагоприятно отразилось на состоянии водных биоресурсов и среде их обитания. Нынешняя ситуация с резким подъемом уровня воды тоже впоследствии может плохо сказаться на рыбном хозяйстве региона, делают вывод в институте.
По прогнозам специалистов КаспНИРХа, сток в низовья Волги за ноябрь составит около 26 куб. км и на 10 куб. км превысит норму зарегулированного периода водности реки. При этом объем стока в осеннюю межень (сентябрь-ноябрь) дойдет до 60 куб. км, при среднемноголетней величине 44 куб. км.
Уловы низкие
Сотрудники института также анализируют ситуацию с рыбным промыслом. Их наблюдения показали невысокую интенсивность осеннего хода рыбы в зоне промысла. Так, в районе Карайского банка уловы на секрет не превышали 1 кг в сутки. Низкими были и неводные уловы, сообщали они. При этом в основном улов состоял из красноперки и щуки. Ученые также отметили снижение числа рыбаков-любителей. Такие показатели эксперты объясняют тем, что благоприятствующее осеннему лову понижение температуры воды совпало с высокими попусками воды в нижний бьеф Волгоградской ГЭС. Это увеличило акваторию нагула и миграцию рыб в зоне промысла, что в свою очередь уменьшило их промысловые концентрации.
Основным же уловом промрыбаков, по данным сотрудников института, в ноябре были лещ, красноперка, карась, сом, щука, густера и окунь.
Сыграл против пожаров
Обильный осенний паводок может обойтись нам боком, если он повлияет на весну. Но по какому сценарию будут развиваться паводковые события весной, пока говорить рано, считает директор Астраханского биосферного заповедника Николай Цимлянский.
– С точки зрения пожароопасной ситуации в регионе, большое половодье здесь только на руку. Положение в этом смысле значительно улучшилось благодаря залитию горимых территорий.
Если говорить, почему мы наблюдаем сегодня такое половодье, то прежде всего это просчеты в прогнозах и природный фактор – теплая осень с большими осадками, отмечает эксперт.
Сказались и поздние морозы
По мнению общественника Владимира Андросова, который занимается проблемой западно-подстепных ильменей, подъем воды связан с отсутствием специалистов по гидрологии Волги и ее притоков, а также системы многолетних наблюдений изменения циклов большой и малой водности по годам и смещения их по десятилетним циклам. "То, что осенью будет потоп, можно было понять еще летом, когда шли обильные дожди и происходило насыщение грунтов влагой. Поздние морозы усугубили ситуацию", – считает он.
Нужны прогнозы приточности
Схожая точка зрения у Олега Сарана, ведущего рубрики "Эх, хвост, чешуя…":
– В последние годы каскад водохранилищ работает практически в транзитном режиме: пришла вода – сбросили, ушла – прикрыли заслонки. Такой алгоритм работы связан прежде всего с отсутствием прогноза приточности. Тот прогноз, что дает Росгидромет, является прогнозом погоды и ориентироваться на него бессмысленно. В 2005 году в результате очередной оптимизации сократили гидропосты по всему бассейну Волги, на которых собиралась необходимая информация как по количеству осадков, толщине снежного покрова, глубине промерзания почвы и запаса воды в них, так и по другим параметрам, без которых невозможен качественный прогноз приточности. А если нет прогноза, то невозможно и рациональное управление водными ресурсами.
Кроме того, за последние 30 лет, по признанию тех же управленцев от водных ресурсов, волжские водохранилища из-за жилой застройки по береговой линии (где выросли целые коттеджные поселки) утеряли 30 куб. км свободной емкости. Для примера: нормальный объем стока в течение всей осени – это 44 куб. км. Грубо говоря, мы потеряли емкость, которая способна два месяца обеспечивать Нижнюю Волгу водой в меженный период летом, осенью или зимой. Теперь эти коттеджные поселки являются населенными пунктами со всеми вытекающими отсюда последствиями для водных ресурсов и экологии Нижней Волги.
Отсюда вывод: водохранилища и каскад ГЭС сейчас работают в интересах судоходства, энергетиков и водоснабжения населения, а свою основную функцию – регулирование стока в целях компенсации мало- и многоводных циклов в бассейне реки Волги – они утеряли.
P.S. Между тем, по данным волгоградских СМИ, вчера на Волжской ГЭС закрыли затворы водосливной плотины. Осенний паводок должен пойти на спад, а пока астраханцы в соцсетях делятся такими кадрами: