Необоснованные похвалы и излишняя мотивация к усердной работе вредят детской успеваемости. Как показало масштабное исследование Университета Эдинбурга, проведённое на учениках одной из китайских школ, попытки настроить детей на то, что им нужно всего лишь приложить усилия и всё получится, зачастую плохо сказываются на оценках. Исследование проходило в четыре этапа. В качестве испытуемых были выбраны ученики 5–6-х классов одной из китайских школ из небогатого района, среди которых было 89 мальчиков и 101 девочка. Детей разделили на три группы и дали им три задания разной сложности. Одну группу после выполнения каждого из заданий мотивировали на усердие следующими словами: «Ты вложил много усилий и постарался на славу», другим же говорили: «Ты, наверное, сам по себе очень умён», а третьим не сказали ничего. Затем учёные сравнили успеваемость учеников во всех группах и проанализировали их оценки за всё время обучения. Это было необходимо, чтобы протестировать два типа мышления, которые выделяют западные психологи. «Мышление роста» («Ты вложил много усилий и постарался на славу») означает, что не всё определено природными способностями, многого можно добиться усердием и работой над собой. И «статическое мышление» («Ты, наверное, сам по себе очень умён»), которое подразумевает, что всё зависит от природных данных. Эксперименты показали, что позитивная мотивация в обоих случаях не обладает никаким положительным эффектом, а иногда даже вредит результатам учеников. Учёные связали это с тем, что, пытаясь вернуть ребёнку веру в себя, взрослые игнорируют реальные серьёзные проблемы, с которыми дети сталкиваются в школе. С выводами британских коллег согласны и российские специалисты. Заведующий кафедрой социальной и дифференциальной психологии филологического факультета РУДН профессор Сергей Кудинов рассказал, что в России проводятся похожие исследования и полученные данные анализа успеваемости наших школьников аналогичны. Только внешняя мотивация и установка «ты можешь всё», к которой прибегают чересчур восторженные родители, не могут раскрыть потенциал личности ребёнка. Подробнее – в материале газеты «Известия».