Сразу скажу, что тема статьи и заголовка подсказана известным астраханским географом, профессором Петром Бухарицынам. Как-то за внутренними делами упускаем внешнюю повестку, а там происходит много прямо влияющего на наш уровень жизни — о связи внешней политики и внутриэкономических дел в России мы часто вспоминаем. Вот и за минувшие пару недель в зоне Персидского (Арабского) залива произошло много событий, способных изрядно тряхнуть наш и без того скользящий вниз уровень жизни. И еще совсем недавно ситуация казалась безысходной — новая региональная война в Заливе де-факто уже начиналась. Но все по порядку.
Кто бомбил нефтезаводы?
О рецидиве танкерной войны нынешней осенью не говорил только ленивый, но она была какой-то вялой и не походила на Первую танкерную 1980 г. Неизвестные самолеты с сентября практически еженощно бомбят базы проасадовских милиций в районе Аль Букамаль на сирийско-иракской границе, через которые идет поток оружия в Сирию. Сам Ирак стал де-факто новым театром военных действий — там тоже каждую ночь чья-то неопознанная авиация работает по военным базам шиитских милиций чуть северо-восточнее Багдада — это тоже путь снабжения Асада оружием и живой силой, а также промежуточные склады ракет, предназначенных для атаки на Израиль и Саудовскую Аравию. Но это все еще были цветочки. Ягодки начались 14 сентября, когда беспилотники и крылатые ракеты иранского производства обрушились на крупнейший в мире комплекс подготовки нефти к транспортировке в районе г. Абкаик — там, кстати, находится штаб-квартира Сауди АРАМКО — государственной нефтяной компании Королевства. Ответственность сразу же взяли на себя йеменские хуситы, но им никто не поверил. Расстояние от Йемена до Абкаика примерно 1200 км, а вот до Ирана через Залив — 300, а до южный районов Ирака — оплота шиитских милиций — менее 500. Это более походило на истину. США сразу же обвинили Иран (а как же), Иран категорически обвинения отмел. Россия поддержала точку зрения Ирана. Все стали ждать вердикта Саудовской Аравии. Та показала на выставке обломки ракет и беспилотников иранского производства, но называть Иран виновником атаки не стала, впрочем, так и ожидалось, хотя ракеты и дроны прилетели с севера, а не южного йеменского направления.
Саудовское «нет» войне
Обвинение в массированной атаке чужой территории — это акт войны. Саудовская Аравия в составе коалиции ведет войну в Йемене, но с Ираном формально никакой войны нет. И прямое обвинение в акте войны, тем более — какие-то симметричные ответные меры могут повлечь втягивание в уже настоящую войну на этом складе ГСМ и оружия, который представляет из себя вся зона Залива. В итоге все было решено спустить на тормозах. В минувший понедельник кронпринц Мохаммед направил Ирану послание с предложением переговоров, к этому его подталкивали и США, и собственные внутренние обстоятельства. США перед президентскими выборами вряд ли решатся на развязывание новых военных действий (во всяком случае, будет их избегать). Армия Саудовской Аравии более похожа на охрану складов с оружием, чем на армию в нашем понимании этого слова. Да, Сауды — крупнейший и богатейший в мире покупатель оружия. Но оружие для арабского мужчины (да простят меня они — это чисто субъективное впечатление) — это скорее предмет гордости и демонстрации своей мужской доблести. За исключением, пожалуй, ВВС, имеющих третий в мире по численности флот тяжелых истребителей F-15 и пилотов, постоянно тренирующихся на международных учениях, вооруженные силы Королевства не производят впечатления готовой к боевому применению силы — это показывает война в Йемене. Даже с ВМС наблюдаются проблемы. Мохаммед объяснил это огромными размерами Аравийского полуострова при сравнительно небольшой численности населения. Возможно. Опускаю менее значимые события в Египте и Ливии, хотя они тоже ложатся в копилку потенциальных затрат нашего бюджета.
Нефтяные сказки Шехерезады
Лучше поговорим о том — нам-то что с этих сказок 1001 ночи? Самая страшная страшилка от Королевства — нефть по 200 баксов за бочку в случае войны — для российской экономики как раз благо. Поняв, что многим игрокам эта война очень выгодна, саудовские министры сменили тон и начали заявлять о страшном крахе мировой экономики. Они пугают, а нам не страшно. Увы, как показывает практика, даже в куда худшие досланцевые времена скачки цен на нефть вследствие войн в Заливе бывали кратковременными и сменялись глубоким спадом цен. А сейчас выбывающие объемы будут компенсированы сначала стратегическими запасами, а затем наращиванием добычи из других источников. Сами Сауды это понимают и лихорадочно развивают неуглеродную энергетику и альтернативные отрасли экономики. То есть, надежда на прирост доходов российского бюджета за счет сказок Шехерезады иллюзорна, как и сами сказки. Тем более, мировая экономика остывает и спрос на нефть и газ растет гораздо медленнее прироста предложения на рынке. Показательно, что атака на Абкаик почти не отразилась на ценах, а еще лет 30 назад реакция была бы совсем иной.
Засасывающая геополитика
Надежды на продажу наших С-400 и пр. в Королевство и другие страны Залива даже если сбудутся — это копейки, больше для престижа, чем для кэша в госбюджет. А вот насчет затрат на присутствие в этом регионе побеспокоится стоит. Проект российского бюджета на ближайшее трехлетие заставляет задуматься о себестоимости и отдаче от инвестиций в геополитику. И без нее, геополитики, нельзя, и с ней накладно. Пример — Китай, только что отметивший свое 70-летие. В научных публикациях к дате закономерно прослеживается вердикт — инвестиции Китая в геополитику уже не обеспечиваются достаточным ростом собственной экономики. Хотя масштабы наших инвестиций в геополитику куда меньше китайских, легко пересечь грань, которую в 80-е пересек СССР, ибо геополитика — увлекательное занятие. .