Недавно Астрахань отметила 461-й день рождения. Годом основания современной Астрахани считается 1558. Но поселение на этом месте появилось значительно раньше. И на свете не много городов, происхождение названия которых обросло таким количеством версий – наш бьет все рекорды.
Гинтархань,Ажитархан
Город упоминается в исторических текстах с древности, но единства написания его "имени" нет. Во II веке нашей эры Птолемей Александрийский, один из лучших географов эпохи, упоминал древний народ астурохани, живший около реки Кубани, в степи.
Ибн-Баттута, арабский путешественник XIV в., посетил наши края – торговый город Хаджи-Тархан – в 1333 г. и первым упомянул это название. Объяснил, что "тархан" – место, освобожденное от податей. Некий хаджи (паломник, совершивший хадж в Мекку) поселился здесь и основал деревню, переросшую в город.
Примерно в те же годы флорентийский купец Франческо Пегалотти, приезжавший по торговым делам в столицу Золотой Орды г. Сарай, в путевых заметках отметил небольшой городок в низовьях Волги – Гинтархань.
На европейской карте 1351 г. указан Ажитархан в волжской дельте, а на карте братьев Пицигани 1367 г., как и на карте космографа Фра Мауро 1459 г., есть Хаджи-Тархан на правобережье Волги.
Цытрахань, Асторохань…
В конце XV в. дипломат из Венецианской республики Иосафат Барбаро в "Путешествии в Тану" упомянул "Githercan" – "Цитархан".
Венецианец Амброзио Контарини был направлен послом к персидскому шаху, и к нам заехал в 1473 г. Астрахань называл "Цытрахань".
Английский торговый агент Антон Дженкинсон в 1558 г. город назвал именно Астраханью. В 1570 г. в Турцию отправилось из Москвы посольство Ивана Новосильцева, в записках которого город называется "Асторохань".
Путешественники XVII в. уже единодушно называли город Астраханью: и секретарь голштинского посольства Адам Олеарий в 1636 г., и турецкий путешественник Эвлия Челеби (1666-1667), и голландский посланник Стрюйс в 1669 г. Челеби в "Книге путешествия" приводит свою версию происхождения названия города. Название "Аждерхан" восходит, по его мнению, к хану-богатырю, освободившему местность от кровожадного дракона-аждерха и благоустроившему ее. В честь этого подвига и зовется город.
Семь главных версий
На сегодня мы имеем минимум семь версий происхождения названия Астрахани.
По первой версии, город назван в честь богомольца – хаджи, что получил от хана грамоту – тархан; Хаджи-Тархан в искаженном виде – это и есть Астрахань.
Версия вторая связывает название с этнонимом "асы", народом, получившим от Бату-хана тарханную грамоту.
Версия третья утверждает, что Астрахань и Тмутаракань – одно и то же! Город в устье Волги – Тмутаракан (Таракан, Тмуторокань, Шуракань) – был перенесен сюда от реки Терек, и поэтому название его произошло от нее или от города Тарки. Название исказилось и превратилось в "Аджи Дархан" и "Астрахань".
Версия четвертая: слово "Астрахань" сложено из Аштар и хан, или – хан, имевший прозвище "астра" – "черный".
Версия пятая следует за турком Челеби: своим именем город обязан хану-герою, который уничтожил степного дракона-аждерху.
Версия шестая – мистическая – историками не рассматривается, но звучит занятно. Писатель Владимир Шемшук утверждает, что в далекой древности предки славян поклонялись мировым богам, для них были построены храмы, и самый главный стоял в центре мира – в Астраханской области! Здесь же была и столица – Асгард. А точнее – Астроград или Звездоград. То есть Астрахань.
Версия седьмая – самая простая, о ней астраханцы узнают в детстве. Суть ее в том, что нами правил некий хан, у которого была дочь Астра. В ее честь город якобы и назвали.
"Пересилить" друг друга эти версии не могут, и споры не утихают.