Сейчас в театрах узнают о том, как спектакль приняли зрители, практически сразу после представления. И не только по аплодисментам, но и по публикациям в соцсетях. Премьера Астраханского драматического театра «Волки и овцы», конечно, тоже не осталась незамеченной.
Спектакль, поставленный Алексеем Матвеевым по пьесе Александра Островского, публика приняла благожелательно. Правда, постов с эпитетами «превосходно, потрясающе, великолепно» было немного, спектакль хвалят, но сдержанно, хотя и критических отзывов практически не встречается.
Островскому после премьеры спектакля по этой пьесе в 1875 году повезло меньше. И общественность, и театральная критика приняли премьеру в штыки. Сатирические пьесы без положительных героев ещё были в диковинку. Одних к тому же оттолкнуло то, что пьеса написана по материалам недавнего судебного процесса ( была осуждена за мошенничество с векселями известная в России помещица, пытавшаяся скрыться в монастыре, которая и стала главной героиней пьесы), других задело то, что в пьесе усмотрели пародию на «Обломова» Гончарова. Уж очень похожи два друга помещика из пьесы на героев Гончарова — один лежит на диване, а другой погружен в дела.
Но в 20-21 веках Островский снова сверхвостребован. Пьесу «Волки и овцы» пытались осмыслить в мастерской Петра Фоменко (Матвеев говорил СМИ, что его ещё 20 лет назад поразила эта постановка), в МХТ. Сейчас её поставил и модный столичный режиссёр Константин Богомолов. Ставят эту пьесу и в провинциальных театрах, но редко.
Наши блогеры хвалят местную постановку главным образом за прекрасные костюмы, хорошую игру артистов и особенно — за то, что Матвеев якобы «не осовременивает» классику. Герои спектакли не ходят в современной одежде, не говорят по мобильникам, не делают селфи, как в опере «Руслан и Людмила», а живут своей помещичьей жизнью и уже за это режиссёру можно простить некоторые погрешности. То, что Матвеев всё же несколько приблизил к нам героев (тётушка Купавиной, к примеру, намного фривольнее, чем в пьесе — она проделывает с молодым человеком такие штучки, которые тому и не снились) практически никто не заметил.
Ну, а претензий к режиссёру у наших блогеров и театралов, включая тех, кто называет спектакль достойным, в основном две. Многие пишут, что «Кустодиев с неуместными декорациями притянут к спектаклю за уши» , а некоторым не совсем ясно, что же режиссёр хотел сказать спектаклем: то, что все мы волки и овцы и постоянно меняемся местами, якобы давно известно. Известно, да не всем….Да и ответ на вопрос » быть или не быть», казалось бы, давно известен, а режиссёры продолжают его задавать и себе, и публике.Так что с критиками спектакля я согласна не во всём.
Но сначала о Кустодиеве. Он не просто известный художник и наш земляк, воскрешающий на своих полотнах в том числе и купеческий быт. Борис Кустодиев работал оформителем в театре и с особым желанием, как пишут его современники, делал декорации и эскизы костюмов к спектаклям по пьесам Островского. Да, его работы более лучезарны, жизнелюбивы, чем сатирические пьесы Островского, но, может быть, именно поэтому и хорошо то, что они дополняют друг друга?
Алексей Матвеев сказал на пресс-показе журналистам, что миром правят деньги, на сцене — постоянная ложь, и именно это он, видимо, и хотел подчеркнуть своей работой. Люди разучились любить…Но в то же время в спектакле то и дело образуются островки влюблённости, которые вспыхивают, как огоньки, в глазах героев….Несмотря на декларации, по крайней мере двое из героев, как мне кажется, по -настоящему влюблены…Не буду выдавать их! Всё же это спектакль — тест. И герои в спектакле «Волки и овцы» делятся, как мне кажется, не только на волков и овец, но и на тех , кто может любить, и тех, кто понятия не имеет, что такое любовь. Так что вопрос о том, что же правит миром — деньги или любовь -так и остаётся открытым. В общем, спектакль стоит посмотреть! И отдохнёте, и задумаетесь.