Такое название носит цикл, в рамках которого в музее культуры города открылась выставка. Она посвящена Астраханской единоверческой церкви Вознесения Господня, которую снесли около 90 лет назад. Память о святыне сохранилась лишь в фотографиях и архивных документах.
В небольшом зале музея культуры Астрахани − студенты, преподаватели, архитекторы и художники. Для многих − это не просто выставка, а урок подлинной истории без прикрас. Церковь Вознесения Господня появилась в Астрахани в 1897-м году.
О том, какой она была, сейчас можно судить лишь по редким фотографиям коллекционеров Сергея Степанова и Владимира Петрушкина, а также архивным документам. Причём храм был не обычным, а единоверческим, связанным с целым явлением в русской церкви − старообрядческим расколом.
«И вот что бы как-то его смягчить, как-то вот предотвратить такие страшные последствия этого раскола, митрополит Московский Платон − его инициативой стало единоверие. То есть фактически то же старое старообрядчество, то есть служили по тем же самым старым книгам, крестились двумя перстами, те же самые обычая и обряды, которые сохранили старообрядцы, но только под покровом Русской православной церкви, то есть по благословению православной иерархии. И вот с этого времени − конца XVIII века − единоверие существовало и до сих пор существует в русской православной церкви», − рассказывает древлехранитель Астраханской и Камызякской епархии игумен Иосиф (Марьян).
По просьбе астраханских старообрядцев городские власти выделили участок земли в центре города, севернее Кремля. На нём и возвели храм в древнерусском стиле: 5-купольный, с декорированным фасадом, каменными кокошниками. По своему архитектурному стилю он напоминал церковь Иоанно-Предтеченского монастыря.
«Он из 4-х стен прямоугольный объём, поэтому такой принцип назывался “четверик” − такой объём. Если зайти внутрь храма, то храм делился столбами на 9 ячеек. Ну, а завершал всё это единый купол. Сама узорчатость, орнаментальность храма − всё это выполнено было из кирпича. И очень красиво, потому что в своё время это был даже не красный кирпич, а был очень насыщенный, почти лиловый цвет кирпича», − объясняет почётный архитектор России Светлана Рубцова.
В 1930-м году местные власти отобрали храм и тут же его снесли. Все участники выставки долго находились под впечатлением рассказов игумена Иосифа и астраханских архитекторов.
«Выставка делается фактически силами энтузиастов, которые работают в архивах и находят эти редкие снимки, фотографии, документы, которые рассказывают, каким был облик городской. Оказывается, что у нас в центре было очень много храмов! Они украшали город и имели каждый своё предназначение. Были свои, скажем так, прихожане, купцы, горожане, ещё кто-то. Ну, то есть это интересная очень история, и её важно, конечно, знать», − делится посетительница выставки Ангелина Девятова.
В наши дни память о прекрасной святыне решили поддержать. По благословению митрополита Астраханского и Камызякского Никона будет построена часовня.
«Часовня, разработанная мною, небольшая: имеет размеры габаритные “4 на 4”. 10,5 метров − высота вместе с крестом. Выполнена в лаконичных формах: она открытая, в алтарной апсиде. Предположительно, будет размещаться каменный резной крест или мозаичная икона. Воссоздать тот храм порушенный невозможно: не та уже градостроительная ситуация, но обозначить место, поставить там часовню, я считаю, необходимо», − отмечает архитектор Астраханской и Камызякской епархии Николай Ермолин.
Часовню начнут строить в ближайшем будущем в районе транспортного кольца на Адмиралтейской улице − там, где и стоял когда-то пятиглавый красавец-храм.