Как ручное управление экономикой может довести «до ручки»

07 сентября 2019 года, 14:21
0
471
Как ручное управление экономикой может довести «до ручки»

«Не умеешь головой — давай ручками», — так говорил наш школьный учитель труда, объясняя как правильно держать зубило и долбить по нему кувалдометром, чтобы вырубить ровный квадрат из стального листа. У меня ни разу не получилось.

Черные дыры государства
На минувшей неделе прорвало руководителя ФАС Игоря Артемьева. Старожил правительства, отвечающий за антимонопольную политику и поддержку загибающегося малого и среднего предпринимательства предложил — уф! — сейчас выдохну перед тем как произнести эту святотатственную фразу — уничтожить госкорпорации! Ой. Чуть клавиатура не отсохла, не то что пальцы, это напечатавшие. Ну наконец. Автор уже более 15 лет едва ли не ежемесячно доказывает, что госкорпорации, ФГУПы и прочие госхозяйствующие конторы уничтожают российскую экономику куда более эффективно, чем все «мировые» экономические кризисы и санкции с контрсанкциями вместе взятые. Что госконторы — это черные дыры нашей экономики, способные бесследно всосать сотни миллиардов и триллионы народных рублей без всякого следа и ничего не вернуть обратно.

Тишина должна быть в библиотеке
Негативные тренды в экономике были запущены не позднее 2005 года, а то и ранее, и специалисты это прекрасно понимали. Уже в 2003 году производительность труда в госсекторе России начала отставать от производительности в частном секторе, а в 2005 г. дихотомия двух графиков уже кричала. Но огосударствление экономики для российского менталитета, сформированного 75 годами советской власти — это панацея от всех жизненных неурядиц. Нашему «гомо советикусу» — лишь бы государство всем руководило, начальник всех призывал к порядку, а что не так — чтоб грозно топнул ноженькой, наказал спекулянтов, коррупционеров и несправедливых мелких подначальничков. Эти народные чаяния очень точно были подмечены социологами, подхвачены новым чиновничьим аппаратом и переданы на исполнение мощнейшей государственной пропагандистской машине.

Блоки, тянущие на дно
К чему это привело? Да к «ручному управлению» экономикой и закономерно — к нашему нынешнему состоянию: только что «Российская газета» — вот уж от кого бы меньше всего ожидал — опубликовала данные о том, что россиянину за последние 5 лет стали гораздо менее доступны бензин, газ и электричество. Помните, мы говорили о потребительской инфляции, которая в разы опережает официальные цифры? То есть, мы идем в сторону, противоположную общему мировому вектору развития, когда энергоресурсы становятся более доступными для населения — это и называется «деградация». Как это получилось? Два основных блока нашей экономической модели двадцать почти лет топили и наконец утопили наш уровень жизни.

Бюрократическое болото…
Первый блок. Его следовало бы поставить вторым по исторической очередности, но без него не понять сути второго, сформировавшегося раньше первого. Первый блок — это госсектор, представленный госкорпорациями, ФГУПами и пр. Чем он хорош, точнее, чем он кажется хорошим? Централизованное иерархическое управление большими секторами экономики, в частности вожделенного «производства», железная финансовая и исполнительская дисциплина. Пример перед глазами — Южная Корея. Это на бумаге.

Теперь о жизни — чем он плох? Отсутствие конкуренции и централизация управления порождают громоздкую и неповоротливую бюрократическую структуру, в которой вязнет все. Бюрократическая структура по определению склонна к кумовству и коррупции, волюнтаристским проектам, бессмысленным затратам. Все «теплые места» в структуре постепенно заполняются родственниками, боевыми подругами и пр. Как правило, от таких людей на работе проку никакого, специалисты настоящие оказываются внизу иерархической лестницы и часто уходят из-за низких заработков и начальственного хамства. Так как госкорпорация или ФГУП монополизируют целую отрасль и никто с ними не конкурирует, то такая кадровая политика не приводит к экономическому краху госхозсубъекта, убытки государство списывает, кассовые разрывы компенсирует из бюджета. Вот вам и «черная дыра». В результате рушится не госкорпорация или ФГУП, а государственная экономика в целом. Что мы сейчас и наблюдаем.

… и «смотрящие» олигархи
Второй блок. Любимый народом олигархат. Чем он хорош (даже страшно это слово употреблять)? Крупные публичные компании — это основа любой экономики, любого развитого государства. Если у государства нет крупных частных компаний, способных конкурировать с мировыми гигантами — это государство слабое, с ним считаться никто не будет, хоть обвешайся оно атомными бомбами до пупа и ниже. Это прекрасно понимал Гайдар, создавая класс олигархов. Впрочем, народная молва Гайдару приписывает и то, что сделал бессмертный фольклорист Черномырдин. Но все гайдаровско-черномырдинские действия 90-х меркнут перед тем, что начали творить «либералы» Греф, Кудрин и их последователи. Итак, польза олигархических холдингов — во-первых, они позволяют стране конкурировать на мировых рынках и генерировать добавленную стоимость. Во-вторых, в силу того, что хотя внутри страны у них конкурентов нет, но на мировых рынках есть и еще какие, олигархат вынужден внедрять современные методы управления, выстраивать свои управленческие и производственные цепочки по лучшим мировым стандартам, обеспечивать своим работникам похожий на западные уровень социальных гарантий (иначе уйдут).

Но чем наш олигархат оказался плох (помимо того, что народ его люто любит)? Гигантские частные холдинги, хоть и сталкивались с конкуренцией на внешних рынках, внутри страны могли вести себя как госкорпорации. И потому организованы они оказались скорее по принципу «смотрящих». «Экономика смотрящих» — это крайняя степень «ручного управления». Один посажен на сталь, другой — на алюминий, третий на медь и пр. Кроме того, все олигархи имеют внешнеполитическую и прочую нагрузку, ведущую к непроизводственным издержкам. Эти издержки приводят, во-первых, к периодическим требованиям «помогите из казны — мы ж пахали», во-вторых — «помогите рублем, мы из-за вас под санкции попали, не дадите денег из бюджета — нам кирдык и десяткам тысяч рабочих мест вместе с нами».

Что не съедят, то затопчут
Что общего между госкорпорациями и олигархическими холдингами? И те и те в конечном счете из-за накапливания внутренних противоречий оказываются неконкурентоспособными на мировых рынках. И те и те убивают малый и средний бизнес, который мешает им захватывать все смежные сферы бизнеса, хотя бы для того, чтобы обеспечить теплые места родственникам и подругам/друзьям.

Госкорпорации и олигархат имеют прямые аналоги в живой природе: дикие травоядные едят на лугах одну травку, а другую не трогают, оставляют другим. Но вот приходит стадо домашних овец и коз и все, что не сожрет, вытаптывает на корню, оставляя за собой пустыню. Этим госкорпорации и олигархат опаснее даже коррумпированных силовиков — они глубже «в теме», поэтому всех других хозяйственников затаптывают на корню (что и происходило в миниатюре последние несколько лет в Астрахани). Поэтому немедленная демонополизация экономики, о которой уже в драматическом тоне заговорил Артемьев — это один из главных первых шагов если не к выводу нашего общества из нищеты, то хотя бы к замедлению процесса скатывания в нее.

Или мы победим «экономику смотрящих» или она затопчет наш уровень жизни окончательно.

← ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД     ↑ НАВЕРХ
Поделиться в соц. сетях:
Источник: Каспий-Инфо