Реставраторы Астраханского музея-заповедника обнаружили на иконах XVIII века авторскую живопись под поздними записями. Сделать открытие помогло рентгенографирование икон. Процедуру провели в одной из поликлиник Астрахани.
Рентгенограмма показала, что под 4-5 слоями поздних записей сохранилась первоначальная авторская живопись. Музейщики предполагают, что иконы гораздо древнее, и планируют проверить датировку.
У реставратора Астраханского музея-заповедника Юлии Азизовой уже около полугода в работе находятся три иконы – Образы Богоматери и двух архангелов – Михаила и Гавриила. Когда-то иконы входили в так называемый деисусный чин — неотъемлемую часть иконостаса церкви. Однако из какого храма иконы попали в фонды музея-заповедника, неизвестно. Они неоднократно подвергались обновлению, полностью записываясь плотным слоем краски, различной по цвету и тону.
В работу сотрудник музея приняла иконы в аварийном состоянии. «На них были многочисленные вздутия, фрагменты осыпались, — вспоминает Юлия Азизова. — Мы укрепили красочный слой, все вздутия уложили, фрагменты собирали как пазлы, причём некоторые из них были размером до 2 мм».
После консервации провели пробное раскрытие. Оно показало, что сюжеты икон не менялись, но авторская живопись отличалась от поздних записей более тонким письмом, а также цветом и тоном, что подтвердила и рентгенография. Об этом сообщили в региональном минкульте.
«Оказалось, например, что все нимбы были золотыми. Интересно то, что у иконы Богоматери промежуточный слой – синий, а у Образа Михаила – красный. Рентгенограмма показала, что почерк автора — чуть тоньше, при поздних записях изображение фигур по размерам было несколько увеличено. Лики тоже были изменены, но первоначальный слой сохранен».
Сейчас реставратор продолжает процедуру раскрытия слоев, которую проводит поэтапно с помощью микроскопа при увеличении в 4-7 раз и с обязательной фотофиксацией работы. На сегодняшний день уже удалось открыть на иконе архангела Михаила авторскую надпись «святой архангел».
Музейщики планируют отправить авторский пигмент от икон на физико-химический анализ в один из реставрационных институтов Москвы, чтобы установить более точную дату написания икон.