Радость от археологических находок под селом Никольское Енотаевского района Астраханской области неожиданно омрачилась скандальным флером: местный фермер, на чьем земельном участке было найдено золото сарматов, убежден, что без него археологи вряд ли бы открыли древние захоронения. Он возмущен, что кроме скупых слов благодарности ничего не получил. Музейщики возражают: ни о каком вознаграждении и речи идти не может.
Отделались "спасибо"?
Сельчанин обижен на археологов и собирается судиться. О своем намерении он заявил в интервью РИА Новости, пояснив, что земля, на которой были найдены захоронения, в том числе золотые и серебряные украшения, много лет принадлежит его семье. Там пас скот его отец, теперь он продолжает дело родителя.
Фермер сетует, что пастбище после раскопок превратилось в руины, но никакой компенсации он не получил, не говоря уже о премии или вознаграждении за находки на его земле.
Началось с котелка
Напомним, в начале мая археологи сообщили о сенсационных находках на кургане Богомольные пески, которые были обнаружены ими при раскопках. Таких открытий в регионе не происходило порядка 30 лет. На месте работали не только местные специалисты, туда приезжали и ученые из других регионов.
За все время раскопок было обнаружено 14 захоронений. Одно из них было разрушено ковшом экскаватора, когда фермер копал очередную яму под мусор. Ковш подцепил старинный предмет, похожий на котелок. Предмет впоследствии попал к музейщикам. Эксперты оценили находку, выехали на место, получив открытый лист.
Сенсационные находки-2019
Курган оказался не только многослойным, но и "золотоносным". Археологи в течение нескольких дней обнаружили богатые захоронения сарматской знати. Первое оказалось захоронением раннего средневековья, предварительно датируемое периодом Х века н.э. – ХI н.э. Тело находилось в закрытом деревянном гробу, на его крышке – голова лошади в конской сбруе, созданной из серебряных нашивок и бронзовых фаларов, отмечали исследователи.
В следующем захоронении специалисты обнаружили сотни артефактов, включая уникальные золотые и серебряные украшения, иные с бирюзовыми вставками, что было большой редкостью. Среди ценнейших предметов – золотая фольга с бирюзой в форме верблюжьей головы.
В числе последних находок – погребение подростка эпохи бронзы, рядом с которым находились игральные альчики и погребение предположительно савроматской культуры IV-II века до н.э.
Уничтожил часть погребения
Тогда археологи отметили, что экскаватор уничтожил нижнюю часть погребения. "Именно из этого погребения, вероятно, и происходит котел, который сдали местные жители в музей. C него-то все и началось. Правда, второй котел, побольше, фермер сдал в приемку металла. Говорил, 15 кг получилось", – рассказали они в своем Инстаграме.
Артефакт продали цыганам
Как пояснил археолог, сотрудник Астраханского музея-заповедника Георгий Стукалов, начало скандальной истории, связанной с раскопками на кургане, отчасти положили журналисты, распространив неверную информацию, что местный фермер нашел на своем участке клад.
– К сожалению, сложилась такая ситуация, что изначально СМИ неправильно преподнесли некоторые факты. Дело в том, что фермер выкопал себе несколько мусорных ям, в том числе и под захоронение животных. К примеру, во время раскопок мы находили останки кошек, лошадей, собак, что нами было задокументировано. Была еще одна некрасивая история с находкой. На самом деле было два котла. Второй был продан как лом. От него осталась пара ручек.
Возможно, недопонимание произошло из-за того, что пресса преподнесла это как будто фермер нашел клад. Но курган и находки, обнаруженные там, не попадают под эту категорию. Это памятник археологии.
"Мы спасали его от разрушения"
– Здесь ст. 233 ГК, на которую многие ссылались, не работает. Мы проводили полноценную работу, подчеркиваю, на памятнике археологии, руководствуясь федеральным законом № 73 от 21.02.2019 года об объектах культурного наследия, его ст. 45.1, пп. 6.1, 13, в которых полностью описываются данные работы. В частности, в документе говорится: если у собственника земля находится на памятнике археологии и там проводятся археологические работы, то физическое лицо не имеет права им препятствовать. Мы провели раскопки именно спасательного плана, т.е. спасали памятник от разрушения, в том числе и фермером, – рассказал Г. Стукалов. – Не совсем понятно, почему журналисты сменили риторику и встали на сторону сельчанина, в результате чего стали виноваты археологи, а не животновод. Хотя человек, во-первых, сделал несколько незаконных свалок, во-вторых, продал предмет культурного наследия и, в-третьих, начал разрушать памятник археологии.
"Только хуже себе сделает"
– Сейчас мы готовимся к развитию этой ситуации, но пока не можем прогнозировать, куда это дальше пойдет, но надеемся на разрешение спора в пользу археологов, – продолжает Г. Стукалов. – Со своей стороны мы сделали официальный запрос в службу землепользования, но ответа пока не получили. Учитывая, что форма хозяйствования у фермера – КФХ, можно предположить, что земля находится в долгосрочной аренде. Но в любом случае, даже если бы это была частная земля, то по закону фермер не смог бы воспрепятствовать спасению памятника. Как я понимаю, фермер намерен что-то себе юридически отсудить, но это невозможно. Он себе только хуже сделает.