Захоронения бойцов Великой Отечественной войны на Старом кладбище не только обновили внешне. Активисты стараются узнать историю погибших солдат и офицеров. Самой молодой участнице акции всего 8 лет.
− Врач, учитель, заслуженный деятель искусства… Конечно, каждый захороненный здесь человек – значим.
44 гектара оборванных человеческих судеб. Разные – в жизни, разный путь – и после смерти. У каждого захоронения “жизнь” сложилась по-своему. Одни красуются следами заботы потомков, другие – провожают прохожих немыми улыбками облупившейся краски да щербатой ограды. Нередки тусклые уже звёзды. Даже спустя годы их строгое молчание - громче всяких слов: “Мы ушли, чтобы Вы – жили”.
«Немалая доля захоронений участников Великой Отечественной войны. Это 70-е – 80-е годы. Ведётся база данных. Мы надеемся, что когда-нибудь будет что-то в виде книги или сайта по кладбищу. Но оно до сих пор не изучено», − рассказывает историк Андрей Курапов.
Изучать, прикоснувшись к судьбе каждого. И сюда, как у Высоцкого, "ходят люди покрепче". По-другому их и не назовёшь. Могила за могилой, они не только реанимируют ветхие захоронения. Соскабливая ржавчину, словно снимают с них коросту забвения. Так было и с лежащем здесь героем-снайпером. Зорким был глаз Николая Алексеевича – на счету больше ста немцев. Но мало кто мог разглядеть былую славу бойца за потускневшим с годами памятником. Но и здесь, от малой Родины далече, сержант-воронежец Ваксер нашёл не только покой, но и почёт.
«Мы не просто занимаемся уборкой, но мы часто стараемся рассказать – благодаря помощи Краеведческого музея,(вырезать) работе с архивом – об их подвигах, о тех людях, (вырезать) чьи могилы мы восстанавливаем», − подчёркивает заместитель руководителя Агентства по делам молодёжи Астраханской области Виктор Нуртазин.
Почин – не новый. Но именно сейчас волонтёры различных общественных организаций Астрахани решили объединить свои усилия. Для многих ребят непреложные истины – чтить былое – из семейного круга вышли на уровень их сверстников: друзей, знакомых по учёбе. Стало условным паролем: мы – не забываем.
«Тут также лежат мои родственники: дедушки, прадеды, которые также воевали, и когда я приходила со своими родственниками, мы также убирались. То есть, я хочу доказать другим ребятам, что так стоит делать. И стоит помнить, что было, и для чего это всё делалось», − делится комиссар молодёжной общественной организации “Российские студенческие отряды” Ксения Юдаева.
8-летней Назеле ничего доказывать не нужно. Она сама – лучше доказательство: не зря проливалась кровь бесстрашных солдат.
«Сегодня я первый раз одна приехала. Мне это нравится!», − признаётся участница военно-патриотического движения “Юнармия” Назеля Шахманова.
Их труд сродни врачеванью: ушедшие души лечит заботой. И со старых могил, покосившихся крестов с благодарностью смотрят глаза победителей: “Нас − не забыли”.