Спикер астраханского парламента Игорь Мартынов провёл заседание комиссии Совета Законодателей РФ по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству. Он выступил с докладом о состоянии дел в регионах по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мартынов отметил, что перед заседанием комиссии была проведена большая аналитическая работа, которая показала, что во многих регионах очереди из выпускников детских домов на получение жилья постоянно растут. «При этом законодательные механизмы для решения проблемы созданы, действуют и постоянно совершенствуются, как на федеральном, так и на региональном уровне. Конечно, в первую очередь нам приходится говорить о финансировании, потому что государство должно передать сиротам жилые помещения бесплатно. Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребёнка Анна Кузнецова говорит, что для решения вопроса 200 тысяч детей-сирот, стоящих в очереди на жильё, необходимо 208 млрд рублей», – подчеркнул он. Сумма значительная. И федеральным законом определено, что обеспечение жильём детей-сирот – это расходные обязательства субъекта Российской Федерации. Чтобы поддержать регионы, вопрос решается на условиях софинансирования, а именно предоставляется субсидия из федерального бюджета. Процентное соотношение субсидий и собственных средств в регионах различно. В Астраханской области за счёт средств федерального и регионального бюджетов с 2010 года обеспечены жилыми помещениями 1 316 человек. Игорь Мартынов считает, что отсутствие финансирования в объёме, достаточном для исполнения всех обязательств, становится причиной роста очереди именно этой категории граждан. «В Астраханской области ежегодный прирост численности детей-сирот, вновь поставленных на учёт в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, составляет в среднем 350-400 человек. Необходимо отметить, что не все регионы могут пользоваться банковскими кредитами на эти цели. Многие ограничены параметрами заключённых с Минфином РФ соглашений», – сказал Мартынов. Кроме этого члены комиссии по вопросам межбюджетных отношений и налоговому законодательству отметили, что с 1 января 2019 года вступит в силу федеральный закон, которым будет установлено, что общее количество жилых помещений, предоставляемых сиротам в одном многоквартирном доме, не может превышать 25% от общего числа квартир в этом доме. Это ограничение фактически приостанавливает малоэтажное строительство жилых домов для сирот в сельской местности, а следовательно, и работу по решению жилищной проблемы граждан данной льготной категории в целом. Кроме этого, до принятия Федерального закона уже были заключены государственные контракты, предусматривающие строительство многоквартирных жилых домов со сроком ввода в эксплуатацию после 1 января 2019 года без ограничения общего количества квартир для детей-сирот. Дума Астраханской области уже выступила с обращением в адрес Государственной Думы о том, чтобы сохранить 25-процентное ограничение по предоставлению квартир в многоэтажных домах только в населённых пунктах с численностью жителей более 100 тыс. человек. А в небольших муниципальных образованиях ограничений не устанавливать. Таким образом, малоэтажное строительство социального жилья в сельской местности продолжится, и задачи по предоставлению квартир будут выполнены. По итогам обсуждения было принято решение рекомендовать Президиуму Совета законодателей обратиться в Правительство России с предложением рассмотреть следующие вопросы: Во-первых, об увеличении объёмов субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Во-вторых, внести изменения в Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции закона 2018 года) в части пересмотра 25-процентного ограничения общего количества жилых помещений в виде квартир, предоставляемых детям-сиротам в одном многоквартирном доме. В-третьих, внести изменения в федеральное законодательство в части установления дополнительных способов обеспечения детей-сирот жильём в виде выплат и (или) жилищных сертификатов.