Предоставить астраханцам комфортные условия оплаты коммунальных услуг потребовал сегодня на совещании губернатор Астраханской области Александр Жилкин от руководителей предприятий ЖКХ. Неразбериха с квитанциями и расчетами, сложности в получении информации, очереди в абонентские отделы, грубость операторов - все это, по мнению главы региона, отнюдь не мотивирует население платить по счетам, и тормозит развитие коммунальной системы в целом. До 1 марта компании должны ликвидировать эти проблемы, к делу подключилась облпрокуратура.
Одним из ключевых в ЖКХ обычно назывался вопрос качества предоставления коммунальных услуг. Но теперь актуальной стала и проблема расчетов с коммунальщиками: предприятия ушли из единой квитанции ЕИРЦ, не создав предварительно для абонентов удобной системы платежей. К примеру, энергетики не высылают квитанций, предлагая астраханцам приходить в офис и стоять в очередях за "книжками". Газовики предоставляют платежки, но, как утверждают многие потребители услуг, курьеры не утруждаются даже опустить квитанцию в почтовый ящик, просто выкладывают платежки стопкой в подъезде. Но больше всего шуму наделали последние письма от «тепловиков», понять смысл которых мог только узкопрофильный специалист. К примеру, как сообщил сегодня на совещании первый заместитель облпрокурора Дмитрий Талипов, чтобы самому разобраться с квитанциями, ему пришлось обратиться за помощью к коллегам из отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики.
Расшифровать собственные квитанции по сути должны сами коммунальщики, но на "горячую линию" дозвониться может разве только самый упорный. Член Общественной палаты Астраханской области Людмила Тихонова сообщила сегодня губернатору, что смогла услышать работницу абонентского отдела только на вторые сутки дозвона, но ответ было кратким и грубым, после чего консультант бросила трубку. И, наверное, максимум нареканий, вызвали газовики. "В абонентском отделе из восьми окон работает три, - рассказал член Общественной палаты области Николай Евлашев, - я лично, чтобы заменить счетчик стоял три часа, договоры на поставку газа заключаются по несколько месяцев, требуют много документов, в том числе факт оплаты аж за 2009 год, тогда как срок исковой давности - три года".
Губернатор Александр Жилкин сообщил на совещании, что в сложившейся ситуации, когда не выстроена модель качественного доведения до потребителя информации о платежах и нет комфортной системы расчетов, не удивительно, что образовываются долги. Людям просто некогда стоять в очередях и разбираться с квитанциями. И больше всего поражает, что проблему заплатить испытывают люди старшего поколения, которые, как известно, самые дисциплинированные в вопросе оплаты "коммуналки". "Вы сами провоцируете рост задолженности, - заявил губернатор руководителям коммунальных предприятий, - Берите в абонентские пункты молодежь, проводите с ними беседы, учите их, чтобы они не грубили, увеличивайте пункты приема платежей. Почему вы живете в прошлом веке? Почему не используете современную систему платежей, как, к примеру, сотовые операторы - через телефон, интернет? Ваши долги - это ваши личные проблемы по организации процесса и больше ничьи".
Тему некачественной организации процесса продолжил первый зам облпрокурора Дмитрий Талипов. По данным ведомства, есть вопросы с декларированной коммунальщиками суммой долгов. В частности, проверки выявили, что в них включались суммы, срок оплаты по которым даже еще не наступил.
Александр Жилкин обязал коммунальщиков разобраться с квитанциями до 1 марта, а представителей Общественный палаты попросил продолжить контроль и ежемесячно докладывать: как меняется качество общения представителей служб с потребителями. Кроме этого, следить за ситуацией будет облпрокуратура. И, как сообщили в министерстве ЖКХ области, по поручению губернатора, регион вскоре вернется к единым квитанциям за коммуналку, они будут предоставляться через центр "Социальные гарантии". Работа начнется в апреле.