«20 рублей - столько астраханцы теперь платят за проезд. Решение в пользу увеличения цены приняли по пяти маршрутам. Однако, по словам пассажиров, многие водители продолжают увеличивать стоимость проезда», - рассказывает корреспондент ГТРК «Лотос» Анастасия Горшкова.
- Это уже "отсебятина". Есть в Интернете определённые маршрутки, которые по 20 рублей. Вашей нет. Я что, не знаю что ли? Вот 58 маршрут - 20 рублей.
Вот так теперь отстаивают свои права многие астраханцы. Тариф 20 рублей продержался несколько дней, говорят пассажиры 32 маршрутки. После проезд снова подешевел до семнадцати. Узнать, какова стоимость проезда на том или ином маршруте, может каждый, не выходя из дома. На интернет-сайте администрации Астрахани опубликован полный список. Водители маршрутных такси, которые относятся к категории регулируемых в плане тарифа, не имеют права самостоятельно устанавливать стоимость перевозки пассажиров. 32-й маршрут, кстати, именно в этом списке.
«220 Федеральный закон - новый закон о транспорте, который вступил в силу в январе этого года, дал право устанавливать маршруты как по регулируемым, так и не по нерегулируемым тарифам. Уполномоченные органы власти, если мы говорим о перевозках в черте города Астрахани, сами определяют, на каких маршрутах перевозчик осуществляет перевозки по регулируемым, на каких - по нерегулируемых тарифам. В отношении тех, которые регулируются, устанавливает тариф Правительство Астраханской области», - поясняет руководитель службы по тарифам Астраханской области Ольга Зверева.
А вот цену на нерегулируемые маршруты может устанавливать сам перевозчик. Пассажиры 58, 77, 81, 29, 13 маршрутов платят за проезд на три рубля больше уже месяц.
- Каждый день, если куда-то едешь, то накладно получается.
Год тяжелый и цены в магазинах как в сказке растут. И для нас 20 рублей - это серьёзно и ощутимо.
- Смотря куда доехать. Если уже за город, то мне кажется нормально. А если по городу, конечно, это много.
Новому тарифу как оказалось не рады и многие перевозчики. Николай Кузьмин работает на 77-м маршруте. По словам водителя, пассажиров у него стало меньше.
«Три рубля все-таки значимо, но кто-то не придает значение. Кто-то придает, но, в основном, сейчас смирились.
-Скажите, меньше стало людей ездить?
-Если честно, то да, потому что 29 -й у нас до «Детского мира». Но в основном, если людям надо в АЦКК, и Солянку они по-любому будут нас ждать, не взирая на то, что три рубля дополнительно придётся заплатить», - говорит водитель Николай Кузьмин.
Почему на одних маршрутах тариф регулируется, а на других нет? Ответ на этот вопрос, лежит исключительно в законодательной плоскости. И не зависит от протяжённости маршрута, или инвестиционных затрат перевозчика. Самостоятельно устанавливать цену могут те предприниматели, у которых закончились муниципальные контракты, в которых регулирование тарифа было прописано отдельным пунктом. Есть и другие аспекты.
«Поскольку у нас контракты были заключены с некоторыми перевозчиками до вступления 220 закона, то сегодня они до окончания контракта действуют по старой системе и там маршрутки работают с регулируемым тарифом. Когда у них этот контракт закончится, мы будем обязаны выделить свидетельства и эти маршруты уже будут с нерегулируемым маршрутом. В других случаях, у нас, где люди создали товарищество, на которых ездили «ипешники». У них все контракты закончены от 2006, они создали товарищество и получили право сразу ездить на нерегулируемых тарифах», - поясняет начальник Управления транспорта и пассажирских перевозок администрации г. Астрахани Андрей Бодаговский.
Старые муниципальные контракты постепенно заменяются новыми, где тариф уже не регулируется. А значит, через определённое время, перевозчикам уже не надо будет отстаивать свою цену в региональной службе по тарифам. Пока только она сдерживает аппетиты предпринимателей. Например, на 2017 год они предложили установить стоимость проезда по ряду маршрутов в 23 и 24 рубля. В него они включили официальную заработную плату водителей, которая по трудовому договору должна быть не ниже 17 тысяч рублей. Это было озвучено на заседании Правительства области . Однако, региональная служба по тарифам, проведя экспертизу, предложение не поддержала.
«У нас из года в год складывается ситуация, когда такие соглашения к трудовым договорам прикладываются. Но, когда мы видим факт, оказывается, что по факту, подчеркну, официальному факту, зарплата выплачивается на уровне МРОТа. Соответственно, то, что закладывали предприниматели, но не использовали, мы из тарифа убираем», - говорит руководитель службы по тарифам Астраханской области Ольга Зверева.
В итоге стоимость проезда в маршрутных такси с регулируемым тарифом с нового года составит 18 рублей. Какую цену поставят не регулируемые перевозчики - остаётся только гадать.