"Астраханцы" на зимовке, но вокруг речных трамвайчиков кипят страсти. Причина - предложение о продаже судна, появившееся на Авито, сайте объявлений о товарах и услугах. Обозначена стоимость теплохода в 45 миллионов рублей. Кстати, сегодня судно такого класса с московского завода-изготовителя можно приобрести на 7 миллионов дороже. Владелец - государственное пассажирское автотранспортное предприятие №3, уверяет: подобного объявления на сайте не выставлял.
«Предприятие никакого отношения к данным объявлениям не имеет, поскольку не ставило задачу реализовать данные теплоходы. Сейчас первоочередная задача состоит в том, чтобы определить порядок использования теплоходов на следующий навигационный год 2017 года. Это возможно была провокация, может быть прошла от лизинговой компании. Утверждать точно невозможно», - говорит заместитель директора по правовому обеспечению государственного предприятия Астраханской области пассажирское автотранспортное предприятие №3 Наиль Тажиев.
Трамвайчики проекта «Астраханец» появились в конце прошлого года. Предприятие приобрело их в лизинг. Презентация судов стала событием в жизни региона. Их одним из первых увидел губернатор Александр Жилкин. Власти отмечали, что теплоходы свяжут центр Астрахани с отдалёнными точками правобережья, микрорайоном Бабаевского и даже ближайшими селами. А значит, поможет разгрузить дороги областного центра, и речной транспорт станет альтернативой наземному. Говорили о стоимости билета, в среднем он будет 35 рублей.
Но слова, что прозвучали на торжественной церемонии, так и остались словами. На деле в 2016 году маршруты движения так и не были разработаны, а обещанных субсидий от Правительства области тоже не дождались, говорят на предприятии. Оно осталось наедине со своими обязательствами перед лизинговой компанией: а это 22 миллиона рублей в год. Задолженность 140 миллионов.
Не разрешен вопрос по субсидированию или отсутствию субсидирования теплоходов. Поскольку изначально при покупке теплоходов данная процедура была использована в целях реализации программы "Развития воднотранспортного узла на 2014-2020 годы". Одним из условий было приобретение новых теплоходов.
«В июле 2016 года было принято решение об отмене порядка предоставления субсидий и это обстоятельство поставило вопрос невозможности использования теплоходов проекта «Астраханец», - поясняет заместитель директора по правовому обеспечению Государственного предприятия Астраханской области пассажирское автотранспортное предприятие №3 Наиль Тажиев.
Комментировать ситуацию с "Астраханцами" председатель Правительства региона Константин Маркелов отказался. А на наш запрос Минтранспорт отделался скупым письменным ответом:
"Представление бюджетных субсидий на приобретение речных пассажирских судов в 2015-2017 годах не предусмотрено. Субсидии на возмещение убытков предоставлялись за счёт средств бюджета Астраханской области в порядке, определённом постановлением Правительства АО от 4 февраля 2011года №20-П"
Вот выдержки из постановления: "Для решения задачи по развитию речных пассажирских перевозок на территории АО предусматривается следующие мероприятия:
- приобретение речных пассажирских судов,
- предоставление субсидий за счёт средств бюджета АО юрлицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение убытков, возникающих в результате госрегулирования тарифов на перевозки пассажиров транспортными предприятиями АО, в т.ч. по договорам лизинга."
Согласно постановлению Правительства АО от 4 февраля 2011 №20-П
«О порядке предоставления субсидий за счёт средств бюджета АО юрлицам и индивидуальным предпринимателям на возмещение убытков, возникающих в результате госрегулирования тарифов на перевозки пассажиров транспортными предприятиями АО" предоставляются субсидии на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров»
Один час работы "Астраханца," высчитали на предприятии, обходится в 11 тысяч 500 рублей. Сюда входят расходы на топливо, содержание экипажа, техническое обслуживание. Попробовали летом выйти в коммерческие рейсы. Даже в рекламу по привлечению заказчиков пригласили камызякских звезд всероссийского масштаба.
За полтора часа работы одной из коммерческих поездок заработали 3 тысячи рублей, этого даже не хватило на солярку. В случае срыва договоренности по оплате, лизинговая компания вправе найти покупателей и продать "Астраханцев". На предприятии выходом из ситуации видят передачу трамвайчиков на баланс области. Но для этого необходимо погасить половину долга, а это 70 миллионов рублей. Потянет ли региональная казна? Пока вопрос. На неделе был представлен бюджет на будущий год, сумма в графе доходы почти на 3 миллиарда рублей меньше, чем в нынешнем. А фонд оплаты труда не досчитался более 2 миллиардов. Судя по таким показателям, речные перевозки пока наименьшая проблема для региональных властей.