По данным страховщиков на дорогах России складывается абсурдная ситуация. Малый процент автомобилистов создает больший процент аварий. То есть, злостные лихачи (которых по данным все тех же страховщиков всего 5 %) становятся виновниками половины опасных столкновений на дорогах. При этом, стоимость страховки для них такая же, как и для всех.
Все уже привыкли, что законопослушным клиентам приходится платить "за себя и за того парня". Вот и растет общая стоимость страховок. Союз автомобилистов России уже не раз высказывался за адаптацию начислений стоимости индивидуально для разных водителей.
Сейчас в Государственной Думе рассматриваются поправки в закон об ОСАГО. Одним из предложений является - дистанционный контроль за водителями с помощью специальных телематических устройств с чипами спутниковой навигации и другими приборами, способными записывать и передавать информацию о движении машины, ускорениях, перемещениях между полос.
По задумке эти устройства позволили бы анализировать специфику вождения каждого водителя и на этом основании начислять автомобилистам очки, влияющие на стоимость полиса ОСАГО.
Если ты водишь аккуратно, то есть возможность набрать полный комплект премиальных баллов. Значит можно оформить страховку по минимальной ставке с понижающими коэффициентами. Если же прибор фиксировал частые нарушения скорости, активные перестроения, свидетельствующие об опасном вождении, то система бы могла автоматически занижать рейтинг водителя, что сказывалось бы на росте цены полиса ОСАГО.
Однако, в процессе обсуждения реформы ОСАГО предложение страховщиков поменялось. Тратиться на оснащение приборами всех застрахованных машин фирмы не хотят. Вот и предложили альтернативу.
Контроль за соблюдением ПДД должен производиться не автоматическими системами, а инспекторами ГИБДД. Если человек в течение года неоднократно привлекался за грубые нарушения правил к административной ответственности и инспекторы составляли на него протоколы о нарушениях, то страховка сильно подорожает.
Сейчас фигурирует 4 грубых нарушения, за которые точно увеличат стоимость страхового полиса:
Есть и сравнительно хорошие новости: штрафы с камер на страховку влиять не должны и не могут приниматься в расчет страховщиками. Депутаты посчитали, что по фотографиям с камер не всегда удается достоверно узнать, кто из водителей находился за рулем.
Как будет работать система, пока никто сказать не может. Но уже сейчас понятно, что обкатывать ее будут, что называется "в полевых условиях" и за счет наших кошельков.